Регулирование осуществляется следующим образом: когда при работе двигателя число оборотов вала, а следовательно, и генератора ещё не достигло уровня, при котором регулятор напряжения начинает работать (величины регулируемого напряжения «Лето» 13,5-13,7 В, «Зима» 14,5-14,8 В), якорь регулятора напряжения не притягивается, контакты (РН) [рис. 1] разомкнуты. При этом транзистор открыт. Ток возбуждения (Iв) протекает от клеммы В через Д1, транзистор, основную обмотку (РЗо), клемму (Ш), обмотку возбуждения генератора.
Рис. 1. Принципиальная схема реле-регулятора и его полумонтажная схема с генератором.
В) – Клемма, соединяющаяся с клеммой (+) генератора и потребителями;
Ш) – Клемма, соединяющаяся с выводом «шунт генератора»;
М) – Клемма, соединяющаяся с «массой» трактора и выводом (-) генератора;
Т) – Транзистор;
Д1 – Запирающий диод;
Дг – Диод гасящего контура;
Др – Разделительный диод;
РНо – Обмотка регулятора напряжения;
РЗо – Основная обмотка реле защиты;
РЗу – Удерживающая обмотка реле защиты;
РЗв – Вспомогательная обмотка реле защиты;
РН – Контакты регулятора напряжения;
РЗ – Контакты реле защиты;
Rт – Сопротивление термокомпенсации;
Rу – Ускоряющее сопротивление;
Rд – Добавочное сопротивление;
Rб – Сопротивление в цепи базы триода;
R1 – Сопротивление, шунтирующее диод обратной связи;
ППР – Переключатель посезонной регулировки.
При достижении генератором регулируемого напряжения (число оборотов двигателя увеличилось) ток обмотки регулятора напряжения начинает возрастать до значения, при котором регулятор напряжения начинает работать. Якорь (РН) притягивается к сердечнику и контакту в цепи базы транзистора. При этом она соединяется с «плюсом» системы. Транзистор закрывается, в цепь тока возбуждения включаются сопротивления Rд, Rу, что вызывает падение напряжения в указанной цепи, а следовательно, и на выходе напряжения с генератора. Контакты регулятора напряжения снова размыкаются в цепи базы транзистора и транзистор (Т) открывается. Далее процесс повторяется, обеспечивая поддержание напряжения генератора на заданном уровне при изменении числа оборотов двигателя.