Механизация раздачи кормов

Продуктивность сельскохозяйственных животных и птицы напрямую зависит от полноценности и качества кормления, а также от своевременной выдачи кормов. Нарушение распорядка дня и технологической дисциплины непозволительно.

Зоотехнические требования, предъявляемые к кормораздаточным устройствам:

1) – обеспечение точности и равномерности раздачи корма;

2) – дозировка корма должна проводиться индивидуально для каждого животного либо группы животных;

3) – исключение загрязнения корма;

4) – исключение расслаивания корма по фракциям;

5) – исключение травмирования животных;

6) – обеспечение электробезопасных условий.

Отклонение дозы от предписанной нормы на одну голову составляет ±15% (для стебельных кормов). Количество возвратимых потерь корма – не более ±1%, невозвратимые потери недопустимы. При использовании мобильных кормораздатчиков продолжительность раздачи кормов должна быть не более 30 мин, а при использовании стационарных кормораздатчиков – не более 20 мин.

Существует два типа кормораздатчиков – стационарные и мобильные. В свою очередь мобильные кормораздатчики подразделяются на прицепные, самоходные, приводные и навесные. Привод они могут получать трактора, автомобиля либо электродвигателя (например, рельсовые кормораздатчики).

Стационарные кормораздатчики различаются по типу кормонесущего органа на транспортёрные (механические), пневматические, гидравлические, а также самотёчные (гравитационные).

При сенажно-концентратном и силосно-сенажно-концентратном типах кормления на молочных фермах промышленного типа часто используются стационарные кормораздатчики вкупе с мобильными средствами доставки кормов.

Для ферм КРС (крупного рогатого скота) применяют стационарные ленточные кормораздатчики ТРЛ-100А, РК-50 над кормушками и ТВК-80Б, КЛК-75, КЛО-75 и прочие внутри кормушек. С их помощью обеспечивается раздача всех кормов в измельчённом виде. Стационарные кормораздатчики, как правило, устанавливаются на крупных фермах, а также животноводческих комплексах промышленного типа. На фермах, где поголовье скота небольшое, рационально применять мобильные кормораздатчики – устройства бункерного типа, которые можно перемещать по всей территории фермы, доставляя корма от кормоцеха к свинарникам, коровникам и производить выдачу корма не только вне, но и внутри животноводческих помещений.

Передвижные кормораздатчики имеют в своём составе бункер, который установлен на ходовую часть, а также два рабочих органа, один из которых осуществляет забор кормов и выгрузку их в кормушки; как правило, этот же рабочий орган является и дозирующим устройством. Передвижные кормораздатчики подразделяются на тракторные, автомобильные, самоходные (с приводом от электродвигателя).

Тракторные и автомобильные кормораздатчики используют не только для раздачи кормов, но и для загрузки стационарных кормораздатчиков всех типов. Самоходные кормораздатчики с приводом от электродвигателя нашли широкое применение на птицеводческих и свиноводческих фермах.

К недостаткам передвижных кормораздатчиков можно отнести: невозможность применения в животноводческих помещениях с высотой кормушек не более 0,75м и шириной кормового прохода менее 1,6 м; загазованность и шум в помещениях (тракторные и автомобильные); трудность нормирования кормов (особенно концентратов).

Основным преимуществом передвижных кормораздатчиков, в сравнении со стационарными, является более высокая (примерно в 5 раз) производительность труда. Один передвижной кормораздатчик способен обслужить на раздаче кормов порядка 400-600 голов молочного скота.

Конструкция основных рабочих органов кормораздатчиков зависит от вида кормов: сочные, грубые, полужидкие, сухие концентрированные. Например, для раздачи измельчённых сочных и грубых кормов используют цепочно-планчатый транспортёр, являющийся одновременно подвижным дном бункера, и битеры, которые выгружают корма из бункера и направляют их на поперечный транспортёр либо шнек, раздающий корма в кормушки. Регулировка нормы выдачи в данном случае происходит за счёт изменения скорости продольного подающего транспортёра.

Сыпучие и полужидкие корма выгружают из бункера и подают в кормушки цепочно-планчатыми либо шнековыми транспортёрами с вращающимися мешалками, которые направляют продукт на выгрузной транспортёр. Регулировка нормы выдачи осуществляется с помощью заслонок либо посредством изменения поступательной скорости кормораздатчика.

Для ферм крупного рогатого скота применяют прицепные бункерные кормораздатчики РММ-Ф-6 и КТУ-10А, аккумуляторный раздатчик КСА-5Б, раздатчик-смеситель РСП-10, а также автомобильный раздатчик-смеситель АРС-10. Высокий экономический эффект от использования данных кормораздатчиков обеспечивается в том случае, если имеются подъездные пути с твёрдым покрытием, широкие кормовые проходы и высокопроизводительные загрузочные устройства.

Универсальный тракторный кормораздатчик КТУ-10А используется для раздачи кормовых смесей в кормушку на одну либо две стороны, для загрузки кормами приёмных бункеров стационарных кормораздатчиков, для транспортировки грузов сельскохозяйственного назначения с разгрузкой назад посредством продольного транспортёра. Машина КТУ-10А имеет в своей основе двухосный прицеп на рессорах и пневматических колёсах и состоит из кузова объёмом 10 м3 (с надставными бортами); ходовой части с прицепным устройством; цепочно-скребкового продольного транспортёра; пары поперечных транспортёров, блока из трёх битеров и привода. Рама раздатчика - усиленная.

кормораздатчик КТУ-10А

Рис. 1. Кормораздатчик КТУ-10А.

1) – Кузов;

2) – Верхний битер;

3) – Средний битер;

4) – Нижний битер;

5) – Натяжное устройство;

6) – Поперечные транспортёры;

7) – Карданный вал;

8) – Сница;

9) – Цепная передача;

10) – Дополнительный транспортёр;

11) – Ходовые колёса;

12) – Основной продольный транспортёр;

13) – Натяжное устройство продольного транспортёра.

В продольный транспортёр кузова входит пара совместно работающих цепочно-планчатых полотна с натяжным устройством. Цепи полотен калиброванные круглозвенные. Привод раздатчика от ВОМ (вала отбора мощности) трактора состоит из телескопического карданного вала (7) [рис. 1], цепной передачи (9), редуктора, привода поперечных транспортёров (6), блока битеров, основного продольного (12) и дополнительного (10) транспортёров.

Траспортёрно-битерное дозирующе-выгрузное устройство имеет в своём составе блок битеров и поперечные транспортёры, которые работают совместно с продольным транспортёром (12). При раздаче корма на одну сторону – устанавливают одно общее полотно (собранное из двух малых), а при раздаче на две стороны – два малых полотна. При боковой раздаче в кормушки продольный транспортёр (12) подаёт корм к блоку битеров для разрыхления. Затем корм подаётся в кормушки поперечным транспортёром (10). В комплектацию машины КТУ-10А входит дополнительный выгрузной транспортёр, который позволяет подавать корм в высокие кормушки. Натяжение полотен транспортёров производится посредством специальных винтовых устройств.

Привод рабочих органов кормораздатчика осуществляется от ВОМ трактора через телескопический вал, редуктор, а также ведущий вал.

механизм привода подающего транспортёра кормораздатчика КТУ-10А

Рис. 2. Механизм привода подающего транспортёра кормораздатчика КТУ-10А.

а) – Общая схема;

б) – При движении вперёд;

в) – При движении назад;

1) – Кривошип;

2) – Шатун;

3) – Зубчатое колесо;

4) – Щека;

5) – Палец;

6) – Пружина собачки;

7) – Собачка привода;

8) – Кожух;

9) – Устройство для фиксирования кожуха;

10) – Фиксатор;

11) – Собачка привода;

12) – Пружина собачки.

Регулировка нормы выдачи корма происходит за счёт изменения скорости продольного транспортёра и поступательной скорости трактора. Скорость движения продольного транспортёра зависит от числа зубьев храпового колеса, которые захватываются собачками при одном движении шатуна. Число зубьев, захватываемых собачкой и, как следствие, скорость транспортёров, регулируется изменением перекрытия зубьев колеса защитным кожухом, который закрепляется в заданном положении посредством фиксатора на секторе [рис. 2, а].

Для применения кормораздатчика в качестве прицепа и выгрузка кормов через откидной задний борт кузова необходимо изменить направление движения основного продольного транспортёра. В данном случае следует переставить собачку согласно схеме [рис. 2, в].

Перед тем, как начать раздачу корма на две стороны, следует демонтировать дополнительный наклонный транспортёр, а также снять заслонку левого окна поперечного транспортёра. При подъезде агрегата к кормушкам включают ВОМ трактора. Корм с помощью подающего транспортёра перемещается к вращающимся битерам, которые направляют его на выгрузной транспортёр, сбрасывающий корм в кормушки.

В том случае, когда есть необходимость подачи корма только на одну сторону – переставляют цепь привода левого полотна поперечного транспортёра. Раздача корма при использовании дополнительного транспортёра возможна только на правую сторону. В этом случае переставляется цепь привода, а также два полотна транспортёра заменяются одним.

Малогабаритный раздатчик кормов ПММ-Ф-5Ф по своему назначению и устройству аналогичен машине КТУ-10А. ПММ-Ф-5Ф агрегатируется с тракторами тягового класса 0,6 и 0,9. Подача корма регулируется в пределах 70-500 м3/га.

Раздатчик-смеситель РСП-10 используется для приёма, смешивания, транспортировки, а также раздачи кормовых смесей в кормушки (высотой до 0,7 м) в помещениях с шириной кормового прохода от 2 м. В состав РСП-10 входит бункер-смеситель с горизонтально расположенными смешивающими рабочими органами шнекового типа, выгрузной транспортёр с направляющим лотком, рама, ходовая часть и механизм привода рабочих органов.

схема работы кормораздатчика-смесителя РСП-10

Рис. 3. Схема работы кормораздатчика-смесителя РСП-10.

1) – Бункер (кузов);

2) – Верхний шнек;

3) – Нижний шнек;

4) – Выгрузной транспортёр;

5) – Колёсная пара;

6) – Коробка цепных передач;

7) – Заслонка;

А) – Направление движения кормовой смеси (контуры смешивания);

Б) – Направление движения кормовой смеси (контуры смешивания).

В средней части нижнего шнека симметрично приварены два кольца-ворошителя. На концах обоих верхних шнеков имеются отбивные витки (предотвращают напрессовывание смешиваемой кормосмеси на торцевые стенки кузова), перед которыми приварены пальцы-ворошители.

Состав выгрузного транспортёра:

- сварной каркас;

- цепочно-планчатое полотно;

- ведущий и натяжной валы.

На ведущем валу смонтирована муфта автоматического включения транспортёра. Заслонка выгрузного отверстия кузова изготовлена из листовой стали и приводится в действие гидравлическим цилиндром.

Привод рабочих органов кормораздатчика-смесителя РСП-10 осуществляется от ВОМ трактора посредством телескопического вала карданной передачи и коробки цепных передач, которые размещены в закрытом корпусе с масляной ванной. Смазка цепей и подшипников в корпусе производится за счёт разбрызгивания масла. Выходной вал закрытого корпуса снабжён предохранительным устройством в виде срезанного штифта из стальной проволоки.

Перед загрузкой корма в бункер – кузов (1) [рис. 3] выгрузное окно закрывают и загружают корм в следующей последовательности:

1) – первыми в смеситель загружаются корма большей массы и объёма;

2) – последними загружаются жидкие корма малого объёма (для лучшего смешивания).

Загрузка кормов производится при работающих шнеках. По мере завершения загрузки одного компонента запускают линию подачи другого. Перемешивание корма ведётся тремя шнеками – одним нижним (3) и двумя верхними (2).

Нижний шнек подаёт нижний слой кормовой массы на середину кузова, а затем направляет её наверх. Два верхних шнека перемещают верхний слой корма от середины к краям кузова, где масса под тяжестью собственного веса осыпается вниз, в результате чего в кузове формируются два контура смешивания.

Раздача кормов производится на скорости 4-6 км/ч. При большей норме выдачи кормовой смеси скорость передвижения снижают, а при меньшей – увеличивают. Регулировка нормы выдачи и соответствующей ей скорости производится в условиях конкретного производства. Если кормосмесь повышенной влажности (либо сухая), то есть обладает высокой текучестью (сыпучестью), то норма выдачи её на 1 метр кормушки регулируется путём изменения открытия заслонки (7).

Наиболее часто поломкам, во время эксплуатации раздатчика-смесителя РСП-10, подвержены предохранительные штифты и шнек. Причиной данных поломок является загрузка плохо измельчённых кормов (длина фракции должна составлять не более 50 мм). Загружать кузов следует таким образом, чтобы во время смешивания у обоих торцов кузова оставались пустые пространства, необходимые для пересыпания массы корма.

Производительность раздатчика-смесителя РСП-10 составляет 8-10 т/ч. Вместимость бункера – 10 м3. Продолжительность смешивания – от 3 до 5 мин. Допустимая неравномерность смешивания - ±15%. Транспортная скорость – 10-18 км/ч, а скорость при раздаче – 4-6 км/ч. Грузоподъёмность составляет 3-4 т, габаритные размеры 5570х2700х2320, масса 5500 кг.

Раздатчик-смеситель АРС-10 на 80% унифицирован с машиной РСП-10 и отличается от неё тем, что смонтирован на базе шасси автомобиля ЗИЛ-130Г. Привод рабочих органов раздатчика АРС-10 осуществляется от КОМ (коробка отбора мощности).

Для раздачи кормовых смесей влажностью 70-80% на свиноводческих фермах используют кормораздатчики КТС-Ф-1 и КМП-Ф-3.

Яндекс.Метрика