Циркуляционная система охлаждения используется практически на всех типах двигателей внутреннего сгорания. В ней постоянное количество охлаждающей жидкости циркулирует в замкнутой системе. Принципиальные схемы жидкостного охлаждения с термосифонным и принудительным способами циркуляции теплоносителя показаны на [рис. 1].
Рис. 1. Принципиальные схемы систем охлаждения двигателей.
а) – Жидкостная термосифонная система охлаждения;
б) – Жидкостная принудительная система охлаждения:
1) – Сердцевина радиатора;
2) – Вентилятор;
3) – Шторка;
4) – Верхний бак радиатора;
5) – Крышка наливной горловины;
6) – Пароотводная трубка;
7) – Верхний патрубок;
8) – Рубашка головки цилиндров;
9) – Рубашка блок-картера;
10) – Нижний патрубок;
11) – Нижний бак радиатора;
12) – Пробка сливного отверстия;
13) – Паровоздушный клапан;
14) – Термостат;
15) – Термометр;
16) – Водораспределительный канал;
17) – Центробежный насос;
18) – Водоотводная трубка;
в) – Воздушная система охлаждения:
1) – Масляный радиатор;
2) – Кожух;
3) – Замок;
4) – Задний дефлектор;
5) – Цилиндр;
6) – Шпилька крепления среднего дефлектора;
7) – Средний дефлектор;
8) – Передний дефлектор;
9) – Ротор;
10) – Направляющий аппарат;
11) – Защитная сетка.