Схема системы пуска автомобиля, оснащённого генератором переменного тока, включает в себя стартер (9) [рис. 1] с тяговым реле (5), дополнительное реле (3), аккумуляторную батарею (4), выключатель (2) зажигания и стартера.
Рис. 1. Схема системы пуска автомобиля ГАЗ-53А.
1) – Указатель тока;
2) – Выключатель зажигания и стартера;
3) – Дополнительное реле;
4) – Аккумуляторная батарея;
5) – Тяговое реле;
6) – Удерживающая обмотка;
7) – Втягивающая обмотка;
8) – Шестерня привода стартера;
9) – Соединение обмотки стартера.
При включении стартера выключатель замыкает цепь обмотки дополнительного реле (показано на схеме волнистыми стрелками). Контакты дополнительного реле замыкаются и включают цепь втягивающей (7) и удерживающей (6) обмоток тягового реле (показано на схеме сплошными прямыми стрелками). Одновременно через контакты дополнительного реле (а у некоторых автомобилей через дополнительные контакты стартера) поступает ток в катушку зажигания, минуя дополнительный резистор. Ток последовательной (втягивающей) обмотки течёт через обмотку возбуждения и якорь стартера.
Тяговое реле замыкает основные контакты стартера и шунтирует втягивающую обмотку. Через замкнутые основные контакты ток из аккумуляторной батареи по проводу большого сечения поступает в обмотки возбуждения и якоря стартера. От стартера вращается коленчатый вал. После пуска включенный стартер будет вращаться с максимальной частотой холостого хода (в схеме отсутствует блокировка стартера).