При увеличении момента сопротивления (торможении якоря) стартер потребляет большой ток и развивает повышенный вращающий момент, что необходимо для надёжного пуска двигателя.
На [рис. 1] показаны характеристики стартера СТ130-А1, на которых даны зависимости изменения вращающего момента (М), частоты вращения (n) и мощности стартера (N) от потребляемого тока (I).
Рис. 1. Электромеханические характеристики стартера СТ130-А1 с аккумуляторной батареей 6СТ-90 при температурах +20 градусов Цельсия (сплошные линии) и -20 градусов Цельсия (штриховые линии).
N – Мощность;
M – Момент;
n – Частота вращения якоря;
Uб – Напряжение батареи;
Uс – Напряжение на стартере;
Uт – Тормозное напряжение (падение напряжения на стартере Uт=RстI).
Из характеристик видно, что на холостом ходу стартер развивает максимальную частоту вращения, при этом вращающий момент и мощность стартера равны нулю. По мере его загрузки потребляемый ток и вращающий момент возрастают, а частота вращения снижается.
При полном торможении якоря вращающий момент и потребляемый ток достигают максимальных значений, а мощность стартера становится равной нулю. Контрольные точки для проверки стартера на стенде – частота вращения, напряжение на холостом ходу, потребляемый ток, вращающий момент, потребляемый ток и напряжение при полном торможении.
Стартер развивает максимальную мощность при потребляемом токе, равном половине максимального значения. На мощность стартера влияют ёмкость аккумуляторной батареи, степень её разряженности и температура.
С понижением ёмкости батареи и температуры электролита мощность и вращающий момент стартера падают вследствие роста внутреннего сопротивления батареи, уменьшения напряжения на клеммах стартера и потребляемого тока. При плохих контактах в присоединительных проводах мощность стартера также резко уменьшается.
Передаточное число от стартера к двигателю выбирают, исходя из того, чтобы момент сопротивления (Мс) двигателя, соответствующий наиболее тяжёлым условиям пуска, преодолевался моментом (М) стартера при потребляемом токе, равном 2/3 Iт (Iт – ток полного торможения). При этом должна также быть обеспечена пусковая частота вращения коленчатого вала. В подобных условиях стартер развивает мощность ниже максимальной всего лишь на 12%, но значительно больший момент, что требуется для надёжного преодоления момента сопротивления холодного двигателя.