Механизм газораспределения тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л


* * *

Механизм газораспределения имеет подвесную систему клапанов и состоит из шестерен [рис. 21], распределительного вала (4) [рис.19], толкателей (5), штанг (15), валика (19) с коромыслами (17), клапанов с пружинами, тарелками и сухариками.

Шестерни распределения

Рис. 21. Шестерни распределения:

1) – Ведомая шестерня привода масляного насоса; 2) – Ведущая шестерня привода масляного насоса; 3) – Шестерня распределения коленчатого вала; 4) – Шестерня привода масляного насоса гидроусилителя руля; 5) – Шестерня распределительного вала; 6) – Промежуточная шестерня; 7) – Шестерня привода топливного насоса.

Уход за механизмом газораспределения.

Уход за механизмом газораспределения состоит в обеспечении надлежащих зазоров между бойком коромысла и торцом клапана, подтяжке гаек крепления головки цилиндров и обеспечении герметичности клапанов. Клапаны следует проверять и при необходимости регулировать через каждые 240 часов. Это же следует делать после каждого снятия и разборки головки цилиндров и при появлении стука клапанов. Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на прогретом двигателе (температура воды должна быть не ниже 75 градусов Цельсия) следует отрегулировать на величину 0,25 мм. При проведении перепроверки на прогретом двигателе допускаются зазоры 0,25 (от +0,10 до -0,05)  мм. Клапаны рекомендуется регулировать в следующем порядке:

1) Снять колпак крышки головки цилиндров.

2) Проверить затяжку гаек крепления стоек валика коромысел.

3) Повернуть ключом коленчатый вал двигателя до полного закрытия проверяемого клапана.

4) Отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввёртывая либо вывёртывая винт, установить между бойком коромысла и торцом клапана необходимый зазор по щупу.

После установки зазора надёжно затянуть контргайку и вновь проверить зазор щупом, поворачивая штангу толкателя вокруг её оси.

Клапаны следует регулировать в последовательности, которая соответствует порядку работы цилиндров (1 – 3 – 4 – 2). Для этого нужно сначала установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия, а затем для регулировки клапанов каждого следующего цилиндра проворачивать коленчатый вал на ½ оборота; при каждом установленном положении коленчатого вала можно регулировать по два клапана.

5) После регулировки зазоров в клапанах поставить на место колпак крышки головки цилиндров.

При нормальной эксплуатации двигателя притирка клапанов производится после 3000 часов работы. Притирка клапанов может потребоваться раньше, в случае, если двигатель работал с перегрузкой при неисправной топливной аппаратуре, а также в случае подсоса запылённого воздуха при неисправном воздухоочистителе.

Рекомендуемый порядок притирки клапанов:

1) Очистить от нагара и промыть керосином клапан, его гнездо и направляющую втулку.

2) Нанести на фаску клапана слой пасты ГОИ либо слой притирочной мази из масла и мелкого наждачного порошка.

3) Подложить под клапан слабую пружину и при помощи коловорота либо специального приспособления проводить притирку, поворачивая клапан на ½ — ¼ оборота в ту и другую сторону с постепенным проворачиванием его до полного оборота относительно гнезда.

Притирку клапана производить до получения на его фаске ровной кольцевой полоски шириной не менее 1,5 мм. Утопание тарелки клапана относительно плоскости головки должно быть не менее    0,45 мм, но и не более 2 мм. Затем нужно промыть клапан и гнездо керосином и проверить притирку, залив керосин в соответствующий впускной либо выпускной канал. После промывки клапана и гнезда рекомендуется произвести дополнительно притирку маслом. После притирки клапанов тщательно промыть каналы головки цилиндров.

Перед установкой головки цилиндров на блок нужно проверить и, если это необходимо, очистить привалочные плоскости головки и блока (с помощью металлической щётки либо скребка) от пригоревших остатков старой прокладки, затем начисто протереть плоскости салфеткой. После этого надо проверить качество прокладки головки (не допускаются разрывы и вмятины).

Гайки шпилек головки цилиндров следует затянуть равномерно в 2-3 приёма в последовательности, которая указана на [рис. 22]. Момент затяжки гаек должен быть 16-18 кгс·м.

Схема последовательности затяжки гаек шпилек крепления головки цилиндра

Рис. 22. Схема последовательности затяжки гаек шпилек крепления головки цилиндра.

Счётчик мото-часов устанавливается на крышке распределения против распределительного вала и приводится во вращение поводком счётчика, входящим в прорезь головки болта крепления шестерни распределительного вала.

5*

Яндекс.Метрика