Кривошипно-шатунный механизм тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л


* * *

Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал (2) [рис. 19] , поршни (8), шатуны (3), поршневые пальцы (7), поршневые кольца, коренные и шатунные подшипники, маховик (44)  [рис. 20] с венцом (43).

Двигатель Д-50 (поперечный разрез)

Рис.19. Двигатель Д-50 (поперечный разрез):

1) – Блок цилиндров; 2) – Коленчатый вал; 3) – Шатун; 4) – Распределительный вал; 5) – Толкатель; 6) – Гильза цилиндров; 7) – Поршневой палец; 8) – Поршень; 9) – Центробежный масляный фильтр; 10) – Прокладка головки цилиндров; 11) – Головка цилиндров; 12) – Выпускной клапан; 13) – Выпускной коллектор; 15) – Штанга толкателя; 16) – Регулировочный винт; 17) – Коромысло; 18) – Воздухоочиститель; 19) – Валик коромысел; 20) – Внутренняя пружина клапана; 21) – Наружная пружина клапана; 22) – Колпак крышки головки; 23) – Крышка головки; 24) – Форсунка; 25) – Свеча накаливания; 26) – Вставка камеры сгорания; 27) – Фильтр тонкой очистки топлива; 28) – Топливный насос; 29) – Маслоизмерительный стержень; 30) – Задний мост; 31) – Масляный картер.

Двигатель Д-50

Рис. 20. Двигатель Д-50 (позиции 1-31 см. рис.19):

32) – Приёмник масляного насоса; 33) – Масляный насос; 34) – Шкив коленчатого вала; 35) —  Передняя опора двигателя; 36) – Болт коленчатого вала; 37) – Крышка распределителя; 38) – Счётчик мото-часов; 39) – Водяной насос; 40) – Вентилятор; 41) – Термостат; 42) – Сапун; 43) – Венец маховика; 44) – Маховик.

Уход за кривошипно-шатунным механизмом.

В процессе эксплуатации двигателя проведение специального технического ухода за кривошипно-шатунным механизмом не требуется.

Для обеспечения длительной работы деталей кривошипно-шатунного механизма следует выполнять рекомендации по смазке, пуску и прочие.

Особенно тщательно рекомендуется выполнять операции технического ухода за воздухоочистителем, т.к. качественная очистка всасываемого воздуха – важнейшее условие длительной работы поршней двигателя, гильз, поршневых колец.

Состояние деталей кривошипно-шатунного механизма в процессе эксплуатации оценивается давлением масла в системе смазки, расходом картерного масла и интенсивностью выхода газа из сапуна.

При нормальной эксплуатации детали кривошипно-шатунного механизма работают без замены не менее 5000 мото-часов.

Состояние подшипников коленчатого вала (величина зазоров) характеризуется давлением масла в главной масляной магистрали. В случае падения давления масла ниже 1,0 кгс/см2 (при замере в первом коренном подшипнике оно должно быть не менее 0,5 кгс/см2) необходимо убедиться в правильности показаний манометра, проверить состояние клапанов, ротора центробежного масляного фильтра, масляного насоса, патрубка отводящего и прокладок фланца патрубка. Убедившись в исправности данных узлов, следует вскрыть шатунные и коренные подшипники и проверить зазоры в них, состояние трущихся поверхностей вкладышей подшипников шеек коленчатого вала.

Зазор определяется как разность диаметра шейки вала и соответствующих вкладышей, зажатых крышками в постели блока либо шатуна. При зазоре 0,3 мм и овальности шеек 0,15 мм следует перешлифовать шейки и заменить вкладыши. После перешлифовки шеек либо при ремонте двигателя без шлифовки коленчатого вала вывернуть заглушки из всех шатунных шеек и тщательно прочистить полости. При этом нужно следить за тем, чтобы не повредить и не погнуть внутри полости заборную трубку. Трубка не должна доходить до внутренней стенки полости на 2-4 мм, не перекрывать косые каналы в коленчатом валу, так как в противном случае струя масла, выходящая из косого канала, будет попадать сразу в трубку, и масло не успеет очиститься. Развальцованные края трубки не должны выступать над поверхностью шатунных шеек.

После очистки полостей необходимо завернуть заглушки так, чтобы они не выступали над поверхностью шеек, и зашплинтовать их.

Зазор между вновь установленными вкладышами и шейкой коленчатого вала равен 0,065-0,123 мм для шатунных шеек и 0,070-0,134 мм для коренных при измерении в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъёма подшипников.

В плоскости разъёма подшипников зазор должен быть на 0,02-0,08 мм больше. Установка зазоров меньше указанных размеров, запрещается, так как это может вызвать нагрев вкладышей, шеек коленчатого вала и задиры на их поверхности.

Для получения нормальных зазоров в шатунных и коренных подшипниках при замене вкладышей и вала либо после перешлифовки вала необходимо строго придерживаться следующих правил:

1) В случае замены коленчатого вала запасным следует замерить на последнем размеры коренных и шатунных шеек и подобрать к ним соответствующие вкладыши.

Шейки коленчатых валов изготавливаются двух номиналов. Размеры коренных и шатунных шеек, соответствующие первому и второму номиналу, приведены в таблице 1. Если коренные и шатунные шейки коленчатого вала изготовлены по размеру второго номинала, то на первую щеку вала наносят специальное дополнительное обозначение.

Таблица 1.

Обозначение номинала вкладышей Диаметр шейки коленчатого вала, мм Ширина пятой коренной шейки, мм
коренной шатунной
-0,080 -0,075 +0,1
75,25 68,25 45,0
Производственные -0,095 -0,090
-0,080 -0,075 +0,1
75,00 68,00 45,0
-0,095 -0,090

На валах, коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, а шатунные – по размеру первого номинала, нанесено дополнительное обозначение «2К».

На валах, шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, а коренные по размеру первого номинала,  нанесено дополнительное обозначение «2Ш».

На валах, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, нанесено дополнительное обозначение «2КШ». Валы, коренные и шатунные шейки которых выполнены по размеру первого номинала, дополнительных обозначений не имеют.

Номер номинала вкладышей шатунных и коренных подшипников наносится на наружную цилиндрическую поверхность каждой половинки вкладыша. На вкладышах первого номинала наносят обозначение «1Н», на вкладышах второго номинала «2Н».

Устанавливать вкладыши иного номинала, которые не соответствуют условному обозначению на коленчатом валу, запрещается.

2) Кроме двух производственных номиналов, существуют четыре ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, которые имеют следующие обозначения: вкладыш первого ремонтного размера – Р1, вкладыш второго ремонтного размера – Р2  и так далее.

3) В случае перешлифовки шеек коленчатого вала на ремонтный размер необходимо выдерживать размеры шеек, и соответственно полученному размеру шеек, после перешлифовки подбирать и устанавливать вкладыши, как описано выше. При перешлифовке шеек коленчатого вала необходимо строго выдерживать радиус кривошипа, равный 62,5±0,04 мм, и радиус галтелей 4-0,5 мм.

Если радиус кривошипа увеличен, возможен удар поршня в клапан либо головки цилиндров, а если радиус галтели уменьшен, возможна поломка коленчатого вала.

Коленчатый вал и вкладыши следует заменять в закрытом помещении.

Не допускается шабрить вкладыши и подпиливать крышки подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышами и их постелью.

При укладке коленчатого вала в коренные подшипники и сборке шатунных подшипников следует обеспечить надлежащую чистоту рабочих поверхностей вкладышей и шеек коленчатого вала. Маслоподводящие каналы в блоке и коленчатом валу необходимо предварительно промыть керосином и продуть сжатым воздухом. Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в затянутых подшипниках, без заедания.

Смену поршневых колец при нормальной эксплуатации двигателя производят не ранее чем через 5000 мото-часов. На износ поршневых указывают: выгорание масла (3 кг и более за 10 часов работы), падение мощности двигателя, трудный его пуск и повышенный выход газов из сапуна.

При замене поршневых колец следует тщательно очистить от нагара днище поршня, канавки под поршневые кольца и маслоотводящие отверстия, промыть поршень в керосине либо дизельном топливе.

Износ поршневого кольца определяется по величине зазора в замке кольца. Если зазор в замке кольца, вставленного в новую гильзу, превышает 4 мм, кольцо следует заменить.

При сборке шатуна с поршнем необходимо следить, чтобы пазы под усики вкладышей в нижней головке шатуна были направлены в одну сторону с лункой на днище поршня.

5*

Яндекс.Метрика