Зубчатую муфту переключают посредством механизма, который состоит из вилки включения (75) [рис. 1], двигающейся по пальцу, запрессованному в крышку, а также оси рычага ВОМ (80), размещённой в колонке переключения передач. Поворот оси производится рычагом (81), закреплённым на её наружном конце. Рабочее и нейтральное положения зубчатой муфты (132) [рис. 2] фиксируются пружиной (118) и шариком (119), входящим в выточки оси вилки.
Рис. 1. Главная передача (продольный разрез) самоходного шасси Т-16М.
75) – Вилка включения ВОМ;
76)/96)/100)/103) – Прокладки;
77) – Крышка;
78) – Сальник войлочный;
79) – Корпус сальника;
80) – Ось рычага ВОМ;
81) – Рычаг включения ВОМ;
82) – Хомут;
83) – Чехол;
84)/106) – Колпаки;
85) – Пружина;
86) – Рукоятка;
87) – Рычаг переключения передач;
88) – Пружина фиксатора;
89) – Шарик фиксатора;
90) – Вилка переключения пятой и шестой передач;
91) – Установочный винт;
92) – Вилка переключения второй и третьей передач;
93) – Вилка переключения четвёртой передачи и заднего хода;
94) – Вилка переключения первой и замедленной передач;
95) – Штифт;
97) – Крышка валиков переключения;
98) – Регулировочные прокладки;
99) – Стакан подшипника первичного вала;
101) – Крышка подшипника первичного вала;
102)/110)/112) – Подшипники;
104) – Гнездо уплотнения;
105) – Сальник;
107) – Вторичный вал;
108)/109) – Втулки;
111) – Упорная шайба;
113) – Валик блокировки;
114) – Корпус сальника;
115) – Сальник войлочный;
116) – Уплотнительное кольцо;
117) – Стопорный винт;
118) – Пружина фиксатора;
119) – Шарик фиксатора.
Рис. 2. Главная передача (разрез по валу отбора мощности) самоходного шасси Т-16М.
120), 125), 142) – Прокладки;
121) – Крышка;
122) – Пробка заливного отверстия;
123), 126), 138) – Стопорные кольца;
124), 133), 136) – Подшипники;
127) – Сальник;
128) – Войлочный сальник;
129) – Колпак;
130) – Гнездо подшипника;
131) – Вал отбора мощности;
132) – Зубчатая муфта;
134) – Кольцо;
135) – Упорное кольцо;
137) – Шестерня привода ВОМ;
139) – Уплотнительное кольцо;
140) – Крышка подшипника;
141) – Нижняя крышка.
Для безударного включения ВОМ муфтой (132) необходимо выжимать до отказа педаль муфты сцепления.