Универсальные колёсные тракторы Т-40 и Т-40А предназначаются для механизации комплекса операций по возделыванию пропашных и прочих сельскохозяйственных культур, а также для уборки урожая, транспортных работ, обслуживания животноводческих ферм и выполнения различных внутрихозяйственных работ.
Задний и боковой ВОМы (валы отбора мощности) с синхронным и независимым приводом, гидроуправляемый прицепной крюк, приводной шкив, гидравлическая система, трёхточечный механизм навески, а также специальные места крепления на переднем брусе и раме позволяют использовать тракторы Т-40 с большим набором сельскохозяйственных орудий и машин, а также со вспомогательным оборудованием (погрузчики, бульдозеры и прочее).
Дизельный двигатель мощностью 40 л/с в сочетании с многоступенчатой трансмиссией даёт возможность проводить полевые работы в скоростном диапазоне от 6 до 10 км/ч и транспортные работы на скорости до 27 км/ч.
Полноприводный трактор Т-40А позволяет выполнять полевые и транспортные работы в сложных погодных и почвенных условиях.
Воздушное охлаждение двигателя тракторов Т-40 и Т-40А, а также использование подшипников с заложенной смазкой либо несмазываемых втулок в труднодоступных местах; отсутствие в трансмиссии, требующих регулировки конических подшипников и ряд других особенностей упрощают процедуры обслуживания тракторов, а закрытая кабина и гидроусилитель рулевого механизма улучшают условия труда тракториста.
Только при знании конструкции тракторов Т-40 и Т-40А и проведении своевременного обслуживания возможна безаварийная эксплуатация данных машин.
Тракторы Т-40 и Т-40А [рис. 1, 2, 3, 4] построены по стандартной схеме: переднее расположение двигателя, от которого мощность передаётся на трансмиссию, смонтированную в задней части трактора, к колёсам (у трактора Т-40А мощность также передаётся и к передним колёсам через раздаточную коробку, которая установлена на нижней части муфты).
Дорожный просвет (500 мм) под передней осью и задним мостом даёт возможность обрабатывать пропашные культуры, а также обеспечивает надёжную устойчивость трактора.
Рис. 1 Трактор Т-40 (вид спереди слева).
Рис. 2 Трактор Т-40А (вид спереди справа).
Рис. 3 Габаритные размеры трактора Т-40.
Рис. 4 Габаритные размеры трактора Т-40А.
Для обработки высокостебельных культур клиренс (дорожный просвет) трактора Т-40 можно увеличить до 650 мм за счёт поворота бортовых передач и кронштейнов передних колёс, что является одной из главных особенностей общей компоновки данного трактора.
Двигатель и корпуса трансмиссии соединяются жёстко между собой и вместе с полурамой составляют остов трактора.
Полурама, жёстко прикреплённая к корпусу муфты сцепления и эластично (через резиновые прокладки) связанная с передней частью картера двигателя, разгружает двигатель от сильных толчков и тряски, которые возникают в процессе работы трактора. Уголковые лонжероны полурамы соединяются спереди литым брусом (из стали), к которому снизу крепится передний мост, а сверху – ГУР (гидроусилитель рулевого механизма) и соединённые с ним узлы: бак гидросистемы и воздухоочиститель двигателя.
Отверстия на переднем брусе и лонжеронах рамы располагаются с учётом возможного навешивания сельскохозяйственных машин и орудий.
Производительное применение тракторов Т-40 и Т-40А на обработке пропашных культур и прочих операциях обеспечивается четырьмя рабочими скоростями: двумя транспортными, задней (резервной) и замедленной (технологической). Реверс на все передачи даёт возможность в ряде случаев производить работу при максимально выгодном положении орудия относительно трактора, а также повысить производительность при выполнении следующих операций: лёгкие бульдозерные работы, сбор сена волокушей и прочее, благодаря высоким скоростям холостого хода.
Для улучшения продольной устойчивости и сцепных качеств на тракторы Т-40 и Т-40А предусмотрена установка дополнительных грузов. На каждом заднем колесе трактора Т-40 смонтировано 4 груза по 20 кг каждый и, кроме того, к трактору прилагается комплект из трёх аналогичных грузов. В том случае, если навешенное сзади орудие весит более 650 кг, эти грузы устанавливаются спереди на специальном кронштейне, который прилагается к трактору, добавив к ним и грузы, снятые с ведущих колёс. Увеличения сцепного веса, а также уменьшения буксования добиваются путём изменения высоты точки крепления к трактору центральной тяги механизма навески.
Присоединительные точки заднего механизма навески навесной системы трактора Т-40 стандартные. Конструкцией допускается несколько видов наладок в зависимости от вида выполняемой работы и типа используемого орудия.
Помимо механизма навески могут быть смонтированы прицепное устройство, гидроуправляемый прицепной крюк с гидравлическим управлением.
Для выполнения работ с транспортными прицепами установлен ручной привод тормоза, действующего на колёса прицепа.
Раздельная агрегатная гидравлическая система трактора Т-40 состоит из:
1) насоса (закреплён на двигателе);
2) распределителя (смонтирован на передней стенке кабины);
3) масляного бака с фильтром (расположен перед двигателем);
4) системы трубопроводов (оканчиваются выводами с боков и сзади трактора для присоединения к выносным цилиндрам).
Гидравлический усилитель рулевого механизма располагается на полураме спереди под капотом двигателя и подключен к насосу через клапан деления потока.
Рабочие органы сельскохозяйственных машин приводятся от заднего либо бокового ВОМа (вала отбора мощности), каждый из которых включается в независимый привод с постоянным числом оборотов, либо присоединяется к синхронному с числом оборотов, пропорциональным скорости движения трактора.
Размеры хвостовиков ВОМа (вала отбора мощности) стандартные.
На тракторах Т-40 и Т-40А устанавливается бескомпрессорный четырёхтактный четырёхцилиндровый двигатель Д-37МС1 с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания неразделённого типа, которая расположена в поршне.
Двигатель Д-37МС1 запускается при помощи стартера, расположенного с правой стороны. Питание стартера осуществляется от двух аккумуляторных батарей, которые соединены последовательно и установлены над картером маховика.
Для районов с холодным климатом на тракторы Т-40 и Т-40А устанавливаются двигатели Д-37МС2, для запуска которых используются пусковые двигатели ПД-8.
При работающем двигателе генератор, получающий привод посредством клиноремённой передачи от шкива коленчатого вала, заряжает аккумуляторные батареи и питает электросистему.
Электрооборудование также включает в себя: вентилятор, реле-регулятор, звуковой сигнал, 3 фары, 2 указателя поворота, плафон в кабине, лампу сигнальную, лампу освещения щитка приборов, выключатели, провода.
Охлаждение двигателей тракторов Т-40 и Т-40А – воздушное. Цилиндры и их головки снабжены рёбрами для увеличения теплоотдачи. Для охлаждения масла с правой стороны двигателя смонтирован масляный радиатор.
Система смазки двигателя – комбинированная: под давлением от масляного насоса и разбрызгиванием. Шестерёнчатый одноступенчатый масляный насос подаёт масло из картера к подшипникам коленчатого вала и другим точкам, нуждающимся в смазке. Масло очищается полнопоточной реактивной центрифугой.
Пусковой двигатель. Для смазки деталей двигателя применяют карбюрированную смесь масла с бензином. Топливо подаётся самотёком. Система охлаждения воздушная, принудительная.
Холодный поток воздуха создаётся вентилятором, который установлен на заднем конце коленчатого вала. Пусковой двигатель запускается ручным либо электрическим стартером СТ353.
Механизм включения – механический с обгонной муфтой. Редуктор шестерёнчатого типа. В редуктор заливается масло того же сорта, что и в поддон основного двигателя.
Трансмиссия тракторов Т-40 и Т-40А состоит из:
1) муфты сцепления (фрикционная, сухая, однодисковая, постоянно-замкнутая с дополнительной муфтой для независимого привода ВОМ);
2) коробки передач (механическая восьмискоростная, с одной замедленной передачей и одной передачей заднего хода, с поперечным расположением валов. Все передачи имеют реверс).
3) главной передачи (состоит из цилиндрических прямозубых шестерён. Ведомая шестерня установлена на корпусе дифференциала).
4) дифференциала (простой, двухсателлитный, закрытый, с автоматически выключающейся блокировкой);
5) конечной передачи (выполнена в виде пары цилиндрических прямозубых шестерён).
Остов трактора и ходовая часть. Остов тракторов Т-40 и Т-40А состоит из скреплённых между собой полурамы и корпусов муфты сцепления, трансмиссии, тормозов и бортовых передач. Полурама опирается на передний телескопический мост – это позволяет изменять колею колёс в соответствии с шириной обрабатываемых междурядий. Колея задних колёс регулируется путём изменения положения обода колеса относительно его диска.