Пусковой двигатель ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А


* * *

Пусковой двигатель ПД-8 с редуктором устанавливается на двигатель Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А. В его основе лежит двухтактный одноцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (мощность 7 л/с при 4300 об/мин). В состав двигателя ПД-8 входит оребрённая головка (19) [рис. 1], отлитая из алюминиевого сплава. Сверху в головку ввёрнута свеча (21) системы зажигания. Головка крепится четырьмя шпильками к оребрённому цилиндру (12), отлитому из специального чугуна. Между цилиндром и головкой проложена прокладка (18), выполненная из армированного асбестового полотна. Цилиндр снабжён окнами для впуска рабочей смеси, выпуска отработавших газов, а также продувочными окнами. Против впускных окон к цилиндру прикреплён патрубок с карбюратором (23) и воздухоочистителем (24). Против выпускных окон к цилиндру крепится выпускная труба (13) с глушителем. Цилиндр устанавливается на картер пускового двигателя, состоящий из двух половин (35) и (37). Образованная двумя половинами внутренняя полость является камерой, в которую засасывается рабочая смесь. Каналы (11) соединяют продувочные окна с внутренней полостью картера. Между картером и цилиндром, а также половинами картера имеются картонные прокладки. К передней половине (37) снаружи прикреплена крышка картера, на которой смонтированы регулятор и магнето (51). В этой же половине располагаются ведущая шестерня (2) коленчатого вала, шестерня (39) привода регулятора и промежуточная шестерня (52).

Пусковой двигатель ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Пусковой двигатель ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А.

1) – Наружный рычаг;

2) – Ведущая шестерня коленчатого вала;

3) – Электрический стартер;

4) – Подшипник;

5) – Пробка;

6) – Кривошипный палец;

7) – Отверстие;

8) – Ролик;

9) – Канавка;

10) – Шатун;

11) – Канал;

12) – Цилиндр;

13) – Выпускная труба;

14) – Поршневой палец;

15) – Кожух;

16) – Поршень;

17) – Поршневое кольцо;

18) – Прокладка;

19) – Головка цилиндра;

20) – Кожух;

21) – Искровая зажигательная свеча;

22) – Верхняя головка шатуна;

23) – Карбюратор;

24) – Воздухоочиститель;

25) – Крышка;

26) – Впускной патрубок;

27) – Ручной стартер;

28) – Храповик стартера;

29) – Храповик коленчатого вала;

30) – Корпус вентилятора;

31) – Крыльчатка вентилятора;

32) – Маховик;

33) – Лист;

34) – Правая цапфа коленчатого вала;

35) – Задняя половина картера;

36) – Подшипник;

37) – Передняя половина картера;

38) – Левая цапфа коленчатого вала;

39) – Шестерня привода регулятора;

40) – Вал регулятора;

41) – Упорная шайба;

42) – Шарик;

43) – Ведущий диск;

44) – Подвижный диск;

45) – Крышка картера;

46) – Упорный шарик;

47) – Рычаг;

48) – Направляющий палец;

49) – Пружина регулятора;

50) – Регулировочный винт;

51) – Магнето;

52) – Промежуточная шестерня.

На верхней плоскости передней половины расположено отверстие (закрыто пробкой (5)), предназначенное для заливки масла в редуктор пускового двигателя. Лист (33), прикреплённый к задней половине, служит для установки корпуса (30) вентилятора. На листе размещён электрический стартер (3), а на корпусе вентилятора – ручной стартер (27). В передней, а также задней половинах установлены подшипники (4) и (36) коленчатого вала. В состав коленчатого вала пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А входят правая (34) и левая (38) цапфы, которые соединены между собой посредством кривошипного пальца (6). Шатун (10) находится на кривошипном пальце.

Втулка, запрессованная в нижнюю головку шатуна, служит для перекатывания по ней роликов (8). Подбор шатунов, роликов и кривошипных пальцев осуществляется таким образом, чтобы радиальный зазор в соединениях был в пределах 0,007-0,019 мм, а торцевой зазор между щекой цапф и роликами – 0,08-0,240 мм. В верхнюю головку шатуна вставлена втулка из бронзовой ленты, в которую входит поршневой палец (14), соединяющий поршень (16) с шатуном. Поршень выполнен методом литья (специальный сплав алюминия). На поршне имеется три канавки для колец (17). На днище поршня имеется стрелка, которая при установке поршня должна быть направлена на выпускные окна. Наружная поверхность верхнего кольца, которая соприкасается с поверхностью цилиндра, имеет покрытие из пористого хрома. Цилиндры (по внутреннему диаметру) и поршни (по внутреннему диаметру) сортируются на четыре размерные группы. Поршни и цилиндры собирают одной размерной группы. Зазор между цилиндром и поршнем должен быть в пределах 0,07-0,09 мм.

В процессе движения поршня вниз сначала нижняя кромка поршня закрывает впускные окна, после чего в картере начинается сжатие [рис. 2]. Далее верхняя кромка поршня открывает выпускные окна, после чего отработавшие газы устремляются в выпускную трубу. Дальнейшее движение поршня вниз приводит к открытию продувочных окон, вследствие чего рабочая смесь из полости, которая образована внутренней полостью поршня и половинами картера, пойдёт по каналам (11) [рис. 1] и через продувочные окна войдёт в цилиндр. В это время производится продувка цилиндра, а потом и заполнение цилиндра рабочей смесью.

Диаграмма газораспределения пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 2. Диаграмма газораспределения пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А.

Для цилиндра. 1) – Сгорание и расширение;

2) – Выпуск;

3) – Сжатие.

Для картера. 4) – Всасывание;

5) – Сжатие;

6) – Продувка и наполнение свежей рабочей смесью;

7) – Разрежение.

В процессе движения поршня вверх вначале поршень перекрывает продувочные, а далее выпускные окна, и рабочая смесь сжимается в камере сгорания. При дальнейшем движении поршня вверх нижняя кромка поршня открывает впускные окна, и воздух устремляется в карбюратор (через воздухоочиститель), где происходит образование рабочей смеси, которая заполняет полость, сформированную внутренней полостью поршня и половинами картера. Когда поршень не дойдёт до в.м.т. на 5-5,5 мм, выработанный магнето ток подойдёт к свече, в которой появится искра. Данная искра воспламенит рабочую смесь, и поршень после прохождения в.м.т. пойдёт вниз. Маховик (32) с крыльчаткой (31) вентилятора насажен на конусную поверхность правой цапфы (34) коленчатого вала. В процессе вращения коленчатого вала крыльчатка (31) засасывает воздух через отверстия в корпусе (30) вентилятора, которые расположены перед ручным стартером (27), и подаёт его на оребрённую поверхность цилиндра и головки, охлаждая их.

Кожухи (15) и (20) закрывают цилиндр и головку и служат для придания потоку охлаждающего воздуха нужного направления. Смазка деталей пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А осуществляется маслом, которое содержится в рабочей смеси. Углубления и отверстия (7), имеющиеся в половинках картера, предназначены для сбора конденсата рабочей смеси и его подвода к подшипникам коленчатого вала.

Пусковой двигатель ПД-8 запускается электрическим стартером СТ353 только из кабины трактора. Время непрерывной работы стартера должно быть не более 5 с. Перерыв между попытками пуска стартером должен быть не менее 15 с. Помимо электрического стартера пусковой двигатель снабжён ещё и ручным стартером, в котором на барабан намотан трос с рукояткой на конце. При вытягивании троса храповик (28) стартера входит в зацепление с храповиком (29) коленчатого вала и прокручивает его. Чтобы осуществить запуск посредством ручного стартера следует выйти из кабины трактора.

После запуска основного двигателя нагрузка на пусковой двигатель ПД-8 быстро снижается. На пусковом двигателе смонтирован центробежный регулятор, препятствующий увеличению оборотов до разносных.

В регуляторе вращается ведущий диск (43) с шариками (42), которые отодвигают подвижный диск (44), а последний воздействует на рычаг (47), который расположен внутри корпуса. Данный рычаг (вместе с осью и наружным рычагом (1)) поворачивается и прикрывает дроссельную заслонку карбюратора.

Регулировка максимальных оборотов, ограничиваемых регулятором, осуществляется посредством винта (50), поджимающего пружину (49) регулятора.

На пусковом двигателе ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А устанавливается карбюратор К-16А (с поплавковой камерой) либо карбюратор К-06 (без поплавковой камеры).

К карбюратору топливо подаётся из бака, который смонтирован на кронштейнах с внутренней стороны капота.

Топливо по гибкому трубопроводу подаётся к бензоотстойнику, укрепленному под капотом (на передней стенке кабины). Управление воздушной заслонкой карбюратора выведено в кабину трактора.

Воздухоочиститель (24) смонтированный на карбюраторе, снабжён съёмной крышкой (25) и фильтрующим элементом из полиуретана.

1*

Яндекс.Метрика