В случае снижения давления масла ниже 1 кг/см2 необходимо очистить сетку маслоприёмника, проверить состояние манометра, редукционного клапана, а также клапанов в центрифуге.
Далее замеряются зазоры в коренных и шатунных подшипниках.
Если зазоры в шатунных подшипниках равны либо превышают 0,4 мм, или в коренных подшипниках равны или более 0,35 мм, то вкладыши подлежат замене. Шейки необходимо шлифовать, если их овальность достигает 0,15 мм.
Перед тем как установить вкладыши в шатун, необходимо насухо протереть вкладыши и отверстие в шатуне.
Не допустимы заусенцы, забоины или какие-либо загрязнения. Неплотное прилегание вкладышей к крышке либо шатуну, а также недостаточное взаимное прилегание шлицев может привести к задирам вкладышей (возможен также и обрыв шатунных болтов). Выступы, расположенные на наружной поверхности вкладышей, должны входить в пазы на крышке и в шатуне. Несовпадение торцов вкладышей допускается не более 1,8 мм. Установка базовых поверхностей крышки и шатуна производится в одной плоскости. Перед ввёртыванием шатунные болты необходимо смазать графитовой смазкой (УСсА); допускается смазывание дизельным маслом. После затяжки шатунных болтов должен отсутствовать зазор между вкладышами и отверстием в шатуне, а также между торцовыми поверхностями вкладышей.
У вкладышей, которые затянуты с усилием 14-16 кг (на плече 0,5 м), проверке подлежит размер в плоскости, перпендикулярной разъёму нижней головки шатуна. Данный размер условно обозначается буквой (Д).
Толщина вкладыша в средней части на 0,01-0,04 мм больше, чем по краям, что предотвращает зажим шейки вала вкладышами в местах разъёма в процессе затяжки подшипников.
Таблица [1] содержит размеры (Д) диаметров шатунных шеек, толщины вкладышей, а также их маркировку.
Таблица 1. Характеристики шатунных вкладышей тракторов Т-40 и Т-40А.
Вкладыши | Марки-ровка вкладыша | Размер (Д) шатунного подшипника (мм) | Диаметр шатунной шейки (мм) | Толщина вкладыша (мм) | Толщина анти-фрикционного слоя (мм) |
Первый номин. | 1Н | 65,25+0,028-0,010 | 65,25-0,060-0,080 | 2,875 | 0,42-0,73 |
Второй номин. | 2Н | 65+0,028-0,010 | 65-0,060-0,080 | 3,0 | 0,54-0,85 |
Первый ремонтный | Р1 | 64,5+0,028-0,010 | 64,5-0,060-0,080 | 3,25 | 0,59-0,95 |
Второй ремонтный | Р2 | 64+0,028-0,010 | 64-0,060-0,080 | 3,5 | 0,84-1,20 |
Третий ремонтный | Р3 | 63,5+0,028-0,010 | 63,5-0,060-0,080 | 3,75 | 0,34-0,70 |
Четвёртый ремонтный | Р4 | 63+0,028-0,010 | 63-0,060-0,080 | 4,0 | 0,59-0,95 |
После затяжки шатунных болтов шатун должен свободно (от руки) перемещаться вдоль шейки вала в пределах 0,17-0,44 мм. Необходимо строго следить за правильностью стопорения шатунных болтов. Ось отверстия, расположенная в головке шатунного болта, через которое продевается контровая проволока, не должно находиться в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала (в пределах 30 град.).
В процессе укладки вкладышей коренных подшипников необходимо выполнять требования, аналогичные тем, которыми руководствуются при укладке шатунных вкладышей. Допустимое несовпадение отверстий во вкладышах с отверстиями в картере двигателя составляет не более 1,5 мм. Затягивание коренных подшипников производится с усилием 28-32 кг (на плече 0,5 м).
Таблица [2] содержит размеры отверстий с установленными вкладышами в плоскости, которая перпендикулярна разъёму коренных подшипников. Данные размеры (аналогично шатунным подшипникам) условно обозначаются буквой (Д). Коренные и шатунные вкладыши взаимозаменяемы. Одноимённые вкладыши заменяются в подшипнике без их обработки. Вместе с тем, в запасные части прилагаются и такие вкладыши, которые взаимозаменяемы только в комплекте на подшипник. Высота нижнего вкладыша у них не равна высоте верхнего. Однако в сумме оба вкладыша имеют нужную длину. Данные вкладыши имеют дополнительную маркировку (СП).
Таблица. 2. Характеристики коренных вкладышей тракторов Т-40 и Т-40А.
Вкладыши | Марки-ровка вкладыша | Размер (Д) коренного подшипника (мм) | Диаметр коренной шейки (мм) | Толщина вкладыша (мм) | Толщина анти-фрикционного слоя (мм) |
Первый номин. | 1Н | 70,25+0,028-0,010 | 70,25-0,65-0,85 | 3,875 | 0,47-0,83 |
Второй номин. | 2Н | 70,0+0,028-0,010 | 70,0-0,65-0,85 | 4,0 | 0,59-0,95 |
Первый ремонтный | Р1 | 69,5+0,028-0,010 | 69,5-0,65-0,85 | 4,25 | 0,84-1,20 |
Второй ремонтный | Р2 | 69,0+0,028-0,010 | 69,0-0,65-0,85 | 4,5 | 0,84-1,20 |
Третий ремонтный | Р3 | 68,5+0,028-0,010 | 68,5-0,65-0,85 | 4,75 | 0,54-1,0 |
Четвёртый ремонтный | Р4 | 68,0+0,028-0,010 | 68,0-0,65-0,85 | 5,0 | 0,89-1,25 |