Конструктивные элементы, отвечающие за безопасность работы на тракторах и автомобилях


* * *

Конструктивные элементы, которые обеспечивают безопасность работы на тракторах, представлены на [рис. 1].

Конструктивные элементы, обеспечивающие безопасность работы на тракторах

Рис. 1. Конструктивные элементы, обеспечивающие безопасность работы на тракторах.

1) – Ручное рулевое управление;

2) – Ручки для установки капота;

3) – Блокировка стартера;

4) – Фары рабочего освещения;

5) – Широкопанорамное остекление кабины;

6) – Защитные кожухи генератора и вентилятора;

7) – Крылья задних колёс;

8) – Задние фонари и красные светоотражатели;

9) – Гидронавесной механизм;

10) – Балласт;

11) – Трёхточечное навесное устройство;

12) – Безопасная кабина;

13) – Регулируемое сиденье;

14) – Ремни безопасности;

15) – Передние фары;

16) – Подножки, поручни, ступеньки, педали;

17) – Фонари светового сигнала поворота, а также мигающие фонари, которые включаются при движении по шоссе;

18) – Приборы и элементы управления, находящиеся вблизи оператора;
19) – Знак машины, двигающейся с малой скоростью;

20) – Сигнал, предупреждающий об опасности;

21) – Быстроразъёмные гидравлические муфты;

22) – Предохранительный кожух ВОМ;

23) – Защитная крышка ВОМ;

24) – Тяговый брус.

Состояние рулевого управления имеет прямое влияние на безопасность движения, выдерживание при движении по полю заданного курса, а также на точность вождения (число ошибок в работе). Точность вождения автомобилей и тракторов имеет прямую зависимость от размеров рулевого колеса, параметров его расположения по отношению к оператору, сила сопротивления вращению и свободный ход. Снижение прикладываемых к рулевому колесу усилий способствует существенному увеличению точности вождения, а также меньшей утомляемости водителя. Минимальные параметры, повышающие удобство управления трактором:

1) – пространство между сиденьем и рулевым колесом должно составлять 600 мм (для свободного пола кабины);

2) – пространство между сиденьем и рулевым колесом при добавлении пары рычагов переключения передач должно составлять 650 мм;

3) – при добавлении трубы трансмиссии пространство должно составлять 710 мм.

Значительному снижению числа аварийных ситуаций в процессе движения по дорогам и магистралям способствует комплектование тракторов фонарями бокового поворота, а также мигающими фонарями (включаются при движении по шоссе), знаками тихоходного транспортного средства и сигналом, который предупреждает об опасности.

С целью обеспечения безопасности в процессе выполнения технологических операций в разное время суток тракторы должны оборудоваться фарами рабочего освещения, красными светоотражателями, задними фонарями, а также передними фонарями, которые включаются при движении по шоссе и полю.

Конструкция трактора предусматривает ряд элементов, которые защищают водителя от тяжёлых травм вследствие опрокидывания трактора при нарушении продольной и поперечной устойчивости, заклинивания ведущих колёс. К подобным элементам относится кабина, оснащённая специальным защитным ограждением либо каркасом безопасности, ремни безопасности, а также балласт, предназначенный не только для достижения большего тягового усилия, но и для обеспечения большей устойчивости.

Снижению вероятности опрокидывания трактора способствует наличие тягового бруса и трёхточечного навесного устройства, которые препятствуют опрокидыванию трактора назад в процессе агрегатирования с сельскохозяйственными орудиями и машинами.

Безопасность и удобство в работе достигаются за счёт наличия гидронавесного механизма для подъёма и опускания сельскохозяйственных орудий и машин, которые агрегатируются с трактором, что позволяет дистанционно управлять орудиями из кабины трактора. Наличие ручек на капоте обеспечивает удобство его установки, а механизма блокировки стартера – безопасность и удобство пуска двигателя. Оснащение защитными устройствами (кожухи генератора и вентилятора, крылья задних колёс, защитная крышка и предохранительный кожух ВОМ) исключает возможность травматизма вследствие случайного контакта с быстровращающимися механизмами.

Чтобы осуществлять безопасный вход в кабину, на автомобилях и тракторах должны быть ступеньки, поручни и подножки. Рекомендованная высота размещения нижней подножки составляет 350-400 от земли, высота ступеньки порядка 280-320 мм, а расстояние между подножками – 270-295 мм.

На тракторах устанавливаются подрессоренные сиденья с мягкой обивкой, которые более чем в 1,5-2 раза снижают силу толчков, передаваемых на тело водителя рамой. Сиденья в большинстве своём допускают регулировку по росту и массе, а также изменение угла наклона спинки и прочее. Как правило, сиденья имеют следующие регулировочные пределы: по высоте – 60-75 мм, по длине – 100-150 мм, по массе – 50-140 кг.

17*

Яндекс.Метрика