Дисковое колесо грузового автомобиля состоит из штампованного диска (1) [рис. 1, а)] и плоского обода (2), на который надевается пневматическая шина (5), закреплённая съёмным неразрезным бортовым кольцом (3). Обод данного колеса называется трёхкомпонентным. У некоторых автомобилей (например, ГАЗ-53А) шина крепится одним съёмным разрезным бортовым кольцом (6) [рис. 1, б)], одновременно выполняющим функции замочного кольца (двухкомпонетный обод).
Рис. 1. Автомобильные колёса.
а) – Дисковое колесо грузового автомобиля (трёхкомпонентный обод);
б) – Дисковое колесо грузового автомобиля (двухкомпонентный обод);
в) – Бездисковое колесо грузового автомобиля (трёхкомпонентный обод);
г) – Дисковое колесо легкового автомобиля с глубоким неразборным ободом (однокомпонентный обод);
1) – Диск;
2) – Обод;
3) – Разрезное замочное кольцо;
4) – Неразрезное бортовое кольцо;
5) – Пневматическая шина;
6) – Разрезное бортовое кольцо;
7) – Камера;
8) – Ободная лента.
Закраина обода (2) и бортовые кольца (4) либо (6) образуют конические посадочные полки, которые обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность проворачивания. При снятых бортовых и замочных кольцах шина свободно надевается на плоский обод в слабоподкаченном состоянии. После установки замочного кольца и накачки шины давление сжатого воздуха надёжно удерживает кольцо от выпадания.
Передние дисковые колёса крепятся к шпилькам ступицы гайками со сквозными сферическими опорами, которые обеспечивают центровку колеса по крепёжным отверстиям, а задние сдвоенные – футорками (колпачковыми) и обычными гайками. Футорки обеспечивают надёжное крепление внутреннего колеса, а обычные гайки – наружного колеса. Во избежание самоотворачивания гаек в процессе движения автомобиля на правом колесе они имеют правую резьбу, а на левом – левую.