Очистка топлива в системе питания грузового автомобиля осуществляется в магистральном фильтре-отстойнике. Внутри отстойника (1) [рис. 1, б)] размещён фильтрующий элемент (6), который собран из латунных пластин (11) и поджимается к корпусу посредством центральной пружины. Каждая фильтрующая пластина имеет отверстия (выполнены по окружности) для прохода топлива, а также выступы высотой 0,05 мм. За счёт резкого увеличения объёма, происходящего при перетекании топлива из отверстия корпуса (3) в отстойник, скорость топлива падает и вода, а также все крупные частицы опускаются на дно отстойника. Щели пластинчатого элемента задерживают мелкие частицы, а отфильтрованное топливо проходит в питающую магистраль через другое отверстие в корпусе. Слив отстоя выполняется через отверстие, которое закрывается пробкой (9).
Рис. 1. Топливные фильтры и топливоподкачивающий насос. Схемы.
а) – Магистральный фильтр-отстойник;
1) – Отстойник;
2) – Корпус;
3) – Стяжной болт;
4) – Прокладка;
5) – Прокладка;
6) – Фильтрующий элемент;
7) – Стойка;
8) – Пружина;
9) – Пробка;
10) – Стержень;
11) – Фильтрующие пластины;
12) – Канал для очищенного топлива;
б) – Фильтр тонкой очистки с сетчатым фильтрующим элементом;
в) – Фильтр тонкой очистки с керамическим фильтрующим элементом;
1) – Стакан;
2) – Прокладка;
3) – Корпус;
4) – Фильтрующий элемент;
5) – Пружина;
6) – Зажим стакана;
г) – Топливоподкачивающий насос двигателя ЗИЛ-130;
1) – Крышка;
2) – Сетчатый фильтр;
3) – Впускной клапан;
4) – Головка насоса;
5) – Диафрагма;
6) – Корпус насоса;
7) – Валик ручной подкачки;
8) – Возвратная пружина коромысла;
9) – Рычаг;
10) – Рычаг для ручной подкачки топлива;
11) – Упорная шайба;
12) – Толкатель;
13) – Сальник;
14) – Пружина;
15) – Выпускной клапан;
16) – Штанга кулачка распределительного вала.