С целью уменьшения внутренних перетечек масла в насосе через зазоры между торцовыми поверхностями шестерен и подшипников использовано автоматическое регулирование величины зазоров по торцам шестерён, которое осуществляется за счёт поджима подшипников к торцам шестерён маслом высокого давления, поступающим со стороны нагнетания.
Рис. 1. Масляный насос НШ-10Е.
1) – Корпус;
2) – Манжета;
3) – Подшипник;
4) – Шестерня;
5) – Цилиндрический штифт;
6) – Крышка;
7) – Кольцо;
8) – Стопорное кольцо;
9) – Манжета;
10) – Пластина;
11) – Уплотнительное кольцо;
12) – Болт;
13) – Ведомая шестерня.
Оба подшипника (3) являются «плавающими» и поджимаются к торцам шестерён самостоятельно, что позволяет обеспечить равномерную приработку рабочих плоскостей подшипников.
Масло, просочившееся через смазочные канавки и по цапфам шестерён, поступает по каналу на дне корпуса (1) и по пазам пластины (10) в полости, соединённые камерой всасывания. Следовательно, все утечки масла попадают на всасывающую магистраль.
Приводной конец вала ведущей шестерни уплотнён резиновой самоподжимной манжетой. Предохранительный клапан в корпусе насоса отсутствует.