Об условиях работы искровой свечи зажигания судят по состоянию её электродов и теплового конуса изолятора.
Сухой чёрный нагар является признаком слишком богатой смеси либо длительной работы ДВС (двигатель внутреннего сгорания) на малой частоте вращения, с неисправными контактами прерывателя либо с пробоем изоляции высоковольтных проводов.
Чёрный масляный нагар на изоляторе свечи формируется от масла, которое попало на него из картера ДВС при изношенных поршневых кольцах, а также в процессе приработки колец.
Светло-серый либо белый цвет теплового конуса свечей со значительным обгоранием электродов свидетельствует о перегреве свечей из-за неправильной установки зажигания либо применения топлива с низким октановым числом, продолжительной работе ДВС с большой нагрузкой и на зависание клапанов.
Светло-коричневый, рыжеватый цвет отложений при незначительном износе электродов – признак нормального режима работы свечи на ДВС.
Свечи зажигания, имеющие трещины изолятора, следует заменить, а свечи с чёрным нагаром – очистить на пескоструйном аппарате (Э-203) с дальнейшей продувкой сжатым воздухом, проверке под давлением 0,83-1,03 МПа на бесперебойность искрообразования и герметичность центрального электрода в изоляторе, а также изолятора в корпусе. При отсутствии стенда нагар нужно удалить посредством щётки из тонкой медной проволоки. Регулировка зазора между электродами свечи зажигания должна выполняться только путём подгибания бокового электрода.