| Признаки и причины неисправностей | Способы устранения неисправностей |
| Неисправности двигателя | |
| Пусковой двигатель не запускается | |
| Пусковой двигатель не запускается | Проверить систему зажигания, подачу топлива и работу стартера |
| Пусковой двигатель работает, но не проворачивает коленчатый вал основного двигателя: | |
| неисправны редуктор либо механизм отключения | Проверить и устранить неисправности редуктора и механизма отключения |
| пусковой двигатель не развивает полной мощности и работает с перебоями | Устранить неисправности при подаче топлива и проверить исправность зажигания |
| не включен механизм декомпрессии (при запуске в зимнее время) | Повернуть рукоятку механизма декомпрессии на себя |
| двигатель зимой остыл и его коленчатый вал невозможно прокрутить рукояткой даже при включённом механизме декомпрессии | Слить масло и воду, нагреть их и заправить двигатель согласно руководству |
| При нормальных пусковых оборотах двигатель не запускается — дым из выхлопной трубы не выходит либо выходит редкими клубками-хлопками: | |
| перекрыт кран топливного бака основного двигателя либо в баке нет топлива | Открыть кран. Наполнить бак топливом |
| не включена подача топлива | Скобу регулятора установить в положение включённой подачи топлива |
| в топливный насос не поступает топливо (засорены топливопроводы, фильтр грубой очистки и тонкой очистки) | Промыть топливопроводы, фильтры грубой и тонкой очистки |
| топливоподкачивающий насос не подаёт топливо (заедание клапана либо поршня) | Промыть клапаны и поршень топливоподкачивающего насоса, проверить состояние клапанов и поршня |
| заедание плунжеров топливного насоса | Снять топливный насос с двигателя и отправить в мастерскую для ремонта |
| заедание нагнетательного клапана топливного насоса либо поломка пружины клапана | Снять топливный насос с двигателя и отправить в мастерскую для ремонта |
| неплотно затянуты накидные гайки трубок либо повреждены трубки | Подтянуть гайки либо заменить повреждённые трубки |
| Из выхлопной трубы двигателя идёт густой белый дым в зимнее время: | |
| двигатель не прогрет | Прогреть двигатель до нормальной температуры воды и масла |
| подсос воздуха в топливную систему | Установить место подсоса воздуха в топливную систему и устранить неисправность; удалить воздух из топливной системы |
| неправильно установлен угол начала подачи топлива (в случае перестановки топливного насоса) | Установить угол начала подачи топлива |
| плохое распыливание топлива форсунками | Установить, какая форсунка плохо работает, отрегулировать её и при необходимости заменить распылитель |
| недостаточная компрессия, определяется прокручиванием коленчатого вала двигателя от руки | Заменить компрессионные кольца |
| Двигатель работает неравномерно, с перебоями | |
| Наличие воды в топливе | Проверить качество топлива. Применять топливо только после 48 часов отстоя |
| Подсос воздуха в топливной системе | Установить место подсоса и устранить неисправность, удалить воздух из топливной системы |
| Неравномерная подача топлива в цилиндры двигателя: | |
| секции топливного насоса подают неодинаковое количество топлива | Снять насос с двигателя и отрегулировать равномерность подачи топлива на специальном стенде |
| заедание рейки во втулках корпуса топливного насоса | Найти причину заедания рейки и устранить её |
| сломана пружина плунжера топливного насоса | Заменить |
| провернулась гильза плунжера топливного насоса | Поставить гильзу на место и застопорить её |
| заедание иглы распылителя форсунки | Снять форсунку, промыть в бензине и проверить качество распылителя. Если распыл плохой, заменить распылитель |
| трещина в трубке высокого давления либо неплотное соединение | Заменить повреждённую трубку, подтянуть гайки трубок высокого давления |
| Неправильная регулировка зазоров в клапанах | Отрегулировать величину зазоров |
| Двигатель не развивает полной мощности | |
| Недостаточная подача топлива в цилиндры | Полностью открыть кран в баке, проверить чистоту топливопроводов, фильтров и отверстия в крышке топливного бака |
| Двигатель работает с большим недостатком воздуха | Очистить и промыть воздухоочиститель и впускной канал |
| Изношены пары плунжер-гильза топливного насоса | Отрегулировать насос на специальном стенде, обеспечив требуемую подачу топлива. При большом износе заменить пары плунжер-гильза топливного насоса |
| Изношены распылители форсунок, сильно вытекает топливо из трубки слива | Заменить распылители |
| Неправильно установлен угол начала подачи топлива (в случае перестановки топливного насоса) | Установить угол начала подачи топлива |
| Недостаточная компрессия в цилиндрах | |
| Поломка клапанных пружин двигателя | Поставить поршень в положение ВМТ, чтобы клапан не проваливался в цилиндр и заменить пружину; отрегулировать зазоры |
| Отсутствие зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел | Отрегулировать зазоры |
| Заедание стержней клапанов и направляющих втулок | Смочить стержни керосином; устранить заедание |
| Неплотное прилегание клапанов (определяют по звуку впуска либо выпуска) | Притереть клапаны к гнёздам головки цилиндров |
| Закоксовывание поршневых колец (определяют по большому расходу и выгоранию масла, дымлению из выпускной трубы и сапуна, по снижению мощности и увеличению расхода топлива) | Очистить и промыть поршни и кольца в керосине, добившись подвижности их (желательно без снятия колец с поршня), при необходимости заменить поршневые кольца |
| Большой износ либо потеря упругости поршневых колец | Заменить |
| Двигатель дымит | |
| Чёрный дым: | |
| двигатель перегружен | Уменьшить нагрузку, работа двигателя с перегрузкой недопустима |
| неправильно установлен угол начала подачи топлива насосом | Установить оптимальный угол начала подачи топлива |
| двигатель работает с большим недостатком воздуха | Проверить и промыть воздухоочиститель и впускной канал |
| разрегулирован топливный насос | Проверить и отрегулировать |
| плохой распыл топлива форсунками | Проверить качество распыливания и, при необходимости, заменить распылители |
| Белый дым: | |
| холодный двигатель нагружен без предварительного прогрева | Прогреть двигатель до нормальной температуры воды и масла |
| Сизый дым (голубой). Попадание в камеру сгорания большого количества масла вследствие: | |
| высокого уровня масла в картере | Проверить уровень масла в картере и слить лишнее |
| износа либо закоксовывания поршневых колец | Промыть либо заменить кольца |
| большого зазора между поршнями и гильзами | Заменить поршни и гильзы |
| Стуки в двигателе | |
| Резкий стук в верхней части блока (большой угол начала подачи топлива) | Проверить и установить оптимальный угол начала подачи топлива |
| Лёгкий металлический стук, хорошо прослушиваемый на малых оборотах двигателя (увеличенный зазор в клапанах) | Отрегулировать зазоры |
| Звонкий металлический стук, хорошо слышимый в верхней части цилиндра при малом числе оборотов и резком изменении оборотов от максимальных до малых (увеличенный зазор между поршневым пальцем и втулкой шатуна) | Изношенные детали заменить при ближайшей разборке |
| Дребезжащий стук, хорошо прослушиваемый по всей высоте цилиндра (изношены поршни и пальцы) | В зависимости от силы стука механик решает вопрос о времени замены изношенных деталей |
| Глухой шум в картере распределительных шестерён (стук шестерён при большом зазоре между зубьями либо при забоинах на зубьях) | При ближайшей разборке зачистить забоины либо заменить изношенные шестерни |
| Сильные металлические стуки в нижней части блока цилиндров на различном числе оборотов двигателя в результате расплавки шатунных либо коренных подшипников | Немедленно остановить двигатель, выяснить и устранить причины стука |
| Двигатель перегревается | |
| Мало либо совсем нет воды в системе охлаждения | Немедленно остановить двигатель, дать ему окончательно остыть и долить воды; проверить, закрыт ли сливной кран |
| Переключатель масла «Зима-лето» стоит в положении, когда масляный радиатор отключен | Переставить переключатель так, чтобы буква «Л» находилась против стрелки (масляный радиатор включен) |
| Воздухозаборная сетка радиатора забита половой и пылью | Очистить сетку |
| Ослабло натяжение ремней вентилятора | Отрегулировать натяжение |
| Обрыв ремня вентилятора | Заменить |
| Двигатель продолжительное время работает с перегрузкой | Уменьшить нагрузку, доведя её до нормальной |
| Термометр даёт неверные показания | Проверить температуру воды ртутным термометром. Заменить неисправный термометр |
| Трубки сердцевины радиатора либо водяная рубашка двигателя покрыты накипью и гарью | Промыть систему охлаждения |
| Плохой распыл топлива форсунками | Проверить форсунки на распыл, при необходимости заменить распылители |
| Радиатор забит пылью и мелкой половой | Тщательно промыть радиатор |
| Двигатель внезапно останавливается | |
| Недостаточная подача топлива: | |
| мало топлива в баке | Залить в топливный бак топливо |
| в топливную систему попал воздух | Удалить воздух из топливной системы |
| вода в топливе | Заменить топливо в топливном баке |
| не работает топливоподкачивающий насос | Снять топливоподкачивающий насос, разобрать, промыть клапаны и поршень, проверить состояние клапанов, поршня и упругость пружины. При необходимости заменить топливоподкачивающий насос |
| засорился топливный фильтр тонкой (контрольной) очистки топлива | Заменить фильтр |
| «Прихватило» поршень в цилиндре: | |
| перегрузка непрогретого двигателя | Вынуть поршень, осмотреть его и гильзу цилиндра, в случае необходимости заменить |
| недостаточная смазка поршня и гильзы цилиндра (низкое давление масла) | Вынуть поршень, осмотреть его и гильзу цилиндра, в случае необходимости заменить |
| мало либо совсем нет воды в системе охлаждения | Долить воду в систему охлаждения |
| Система смазки работает ненормально | |
| Низкое давление в системе смазки: | |
| в картере мало масла | Проверить и долить масло |
| масло разжижено топливом, сливающимся из форсунок | Проверить уплотнение развальцовки и штуцеров трубки слива, устранить течь |
| неисправный датчик либо манометр | Проверить контрольным датчиком (манометром) давление, в случае необходимости заменить |
| ослабла либо сломана пружина сливного клапана | Разобрать и проверить сливной клапан. В случае поломки заменить пружину. Отрегулировать сливной клапан |
| засорена сетка маслозаборника насоса | Слить масло и снять картер, осмотреть сетку маслозаборника и промыть |
| Высокое давление в системе смазки, более 6 кгс/см2: | |
| неисправен датчик либо указатель давления масла | Проверить давление масла контрольным манометром, при необходимости заменить |
| сильно сжата пружина сливного клапана | Отрегулировать сливной клапан |
| Термометр показывает высокую температуру масла (100 градусов Цельсия и выше): | |
| переключатель на блоке установлен буквой «З» против стрелки | Установить переключатель буквой «Л» против стрелки |
| масляный радиатор загрязнён снаружи либо внутри | Осмотреть масляный радиатор, снять его, очистить снаружи и продуть сжатым воздухом. Для очистки радиатора прокачать через него дизельное топливо и продуть сжатым воздухом |
| неисправен термометр | Проверить, при необходимости заменить |
| длительная перегрузка двигателя при высокой температуре окружающей среды | Снять нагрузку |
| Двигатель работает на «разнос» | Для остановки двигателя немедленно скобу регулятора установить в положение выключенной подачи топлива. По возможности загрузить двигатель |
| Высокий уровень масла в регуляторе топливного насоса и в насосе | Вывинтить сливную пробку регулятора и сливной болт топливного насоса, слить лишнее масло |
| Заедание рейки топливного насоса либо поломка регулятора | Снять топливный насос с регулятором и сдать в мастерскую для проверки и ремонта |
| Задиры коренных либо шатунных подшипников | |
| В масляном фильтре, в поддоне частицы алюминия: | |
| двигатель работает при низком давлении масла, менее 1,5 кгс/см2 | Снять двигатель и отправить в мастерскую для замены вкладышей и ремонта коленчатого вала |
| двигатель останавливали при высокой температуре выходящего масла и охлаждающей жидкости | Снять двигатель и отправить в мастерскую для замены вкладышей и ремонта коленчатого вала |
| двигатель запускали непрогретым, с холодным маслом (в зимнее время) | Снять двигатель и отправить в мастерскую для замены вкладышей и ремонта коленчатого вала |
| двигатель запустили неполностью расконсервированный, в систему смазки двигателя попала консервирующая смазка | Снять двигатель и отправить в мастерскую для замены вкладышей и ремонта коленчатого вала |
| для работы двигателя применяли нерекомендуемые марки масел | Снять двигатель и отправить в мастерскую для замены вкладышей и ремонта коленчатого вала |