В дизельных двигателях (ЯМЗ, А-41, А-01) используются подвесные роликовые толкатели клапанов [рис. 1, в)]. В отверстие толкателя (12) запрессована бронзовая втулка (16), которая позволяет толкателю свободно качаться на неподвижной оси. Ось (15) ролика (13) вращается в игольчатых подшипниках (14), установленных в вилке (17) толкателя. За счёт замены трения скольжения на трение качения данные толкатели клапанов снижают износ кулачков. К недостаткам подвесных роликовых толкателей можно отнести их конструктивную сложность и высокую стоимость изготовления.
Рис. 1. Конструктивные схемы толкателей клапанов механизма газораспределения.
а) – Грибовидный толкатель клапана со сферической опорной поверхностью;
б) – Цилиндрический толкатель клапана со сферической опорной поверхностью;
в) – Роликовый толкатель клапана;
г) – Гидравлический толкатель клапана;
1) – Распределительный вал;
2) – Кулачок;
3) – Толкатель;
4) – Регулировочный болт;
5) – Контргайка;
6) – Штанга;
7) – Толкатель;
8) – Отверстие для стока масла;
9) – Кулачок;
10) – Распределительный вал;
11) – Пята;
12) – Толкатель;
13) – Ролик;
14) – Игольчатый подшипник;
15) – Ось ролика;
16) – Втулка;
17) – Вилка толкателя;
18) – Сферическая опора;
19) – Стакан;
20) – Пружина;
21) – Плоский клапан.
В высокооборотных двигателях целесообразно использовать толкатели клапанов, оснащённые гидравлическим устройством автоматического регулирования теплового зазора [рис. 1, г)].