Толкатель (2) [рис. 1, а)] передаёт движение от кулачка (3) распределительного вала к клапану (1) непосредственно либо через штангу (6) и коромысло (5) [рис. 1, б)], воспринимая при этом значительные боковые усилия.
Рис. 1. Конструктивные схемы механизмов газораспределения.
а) – Механизм газораспределения с нижним расположением клапанов и распределительного вала;
б) – Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала;
в) – Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и распределительного вала;
г) – Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала в развале цилиндров V-образного двигателя;
1) – Клапан;
2) – Толкатель;
3) – Кулачок распределительного вала;
4) – Регулировочный болт (винт);
5) – Коромысло;
6) – Штанга;
7) – Маслоотражательный колпачок клапана;
8) – Тарелка пружины;
9) – Сухари.
В автомобильных и тракторных двигателях внутреннего сгорания используется три типа толкателей [рис. 2]:
1) – Цилиндрические толкатели;
2) – Грибовидные толкатели;
3) – Качающиеся роликовые толкатели.
Рис. 2. Конструктивные схемы толкателей клапанов механизма газораспределения.
а) – Грибовидный толкатель клапана со сферической опорной поверхностью;
б) – Цилиндрический толкатель клапана со сферической опорной поверхностью;
в) – Роликовый толкатель клапана;
г) – Гидравлический толкатель клапана;
1) – Распределительный вал;
2) – Кулачок;
3) – Толкатель;
4) – Регулировочный болт;
5) – Контргайка;
6) – Штанга;
7) – Толкатель;
8) – Отверстие для стока масла;
9) – Кулачок;
10) – Распределительный вал;
11) – Пята;
12) – Толкатель;
13) – Ролик;
14) – Игольчатый подшипник;
15) – Ось ролика;
16) – Втулка;
17) – Вилка толкателя;
18) – Сферическая опора;
19) – Стакан;
20) – Пружина;
21) – Плоский клапан.