В смазочной системе современного двигателя масло проходит через различные этапы очистки, то есть используется многоступенчатая очистка масла. Скапливающиеся в поддоне металлические частицы, как правило, улавливаются посредством магнитной сливной пробки. Сетчатый фильтр маслозаборника задерживает крупные частицы. Центрифуги (центробежные фильтры) и вращающиеся полости шатунных шеек обеспечивают тонкую очистку масла.
На двигателях КамАЗ-740 дополнительная очистка всего масла выполняется в полнопоточном фильтре [рис. 1, а)] посредством последовательного прохождения через пару фильтрующих элементов (2), которые расположены в специальных колпаках (4). Данные колпаки присоединяются к корпусу (1) и уплотняются прокладками (3). В подобных фильтрах для очистки масла применяются нитчатые либо картонные (бумажные) элементы. В основе нитчатых фильтрующих элементов лежат цилиндры, набитые путанкой из хлопчатобумажной пряжи. Масляный фильтр сетчатого типа применяется на двигателях СМД (СМД-60, СМД-62, СМД-66) для дополнительной очистки масла, которое поступает для смазывания подшипника ротора турбокомпрессора.
Рис. 1. Фильтры очистки масла.
а) – Полнопоточный фильтр очистки масла двигателя КамАЗ-740:
1) – Корпус;
2) – Фильтрующий элемент;
3) – Прокладка;
4) – Колпачок;
б) – Фильтр очистки масла турбокомпрессора двигателей СМД-60, СМД-62, СМД-66:
1) – Колпак;
2) – Фильтрующий элемент;
3) – Перепускной клапан;
4) – Маслоподводящая трубка;
5) – Корпус фильтра;
6) – Гайка крепления колпака;
7) – Маслоотводящая трубка;
8) – Прокладка;
9) – Уплотнительное кольцо;
10) – Стержень;
11) – Уплотнительное кольцо;
12) – Шайба;
13) – Пружина.