В процессе работы двигателя происходит нагрев охлаждающей жидкости, а водяной насос подаёт её в радиатор (1) [рис. 1], где она охлаждается, а потом снова направляется в рубашку (16) блока цилиндров.
Рис. 1. Схема жидкостной системы охлаждения.
1) – Радиатор;
2) – Верхний бачок;
3) – Пробка радиатора;
4) – Контрольная трубка;
5) – Верхний патрубок радиатора;
6) – Резиновый шланг;
7) – Перепускной канал;
8) – Отводящий патрубок;
9) – Термостат;
10) – Отверстие;
11) – Головка блока;
12) – Водораспределительная трубка;
13) – Датчик указателя температуры жидкости;
14) – Блок цилиндров;
15) – Сливной краник;
16) – Водяная рубашка;
17) – Крыльчатка водяного центробежного насоса;
18) – Подводящий патрубок;
19) – Резиновый шланг;
20) – Нижний патрубок радиатора;
21) – Сливной краник;
22) – Нижний бачок радиатора;
23) – Ремень привода вентилятора;
24) – Вентилятор.
В состав водяной рубашки (16) двигателя входит рубашка блока (14) цилиндров и рубашка головки (11) блока, которые соединены между собой посредством предусмотренных отверстий в прокладке, расположенной между блоком и головкой. Привод крыльчатки (17) водяного центробежного насоса и вентилятора осуществляется посредством клиновидного ремня (23). В процессе вращения крыльчатки насоса охлаждающая жидкость нагнетается в водораспределительную трубу (12). Через расположенные в трубе отверстия (10) жидкость направляется в первую очередь на охлаждение наиболее нагретых частей головки блока, а также к цилиндрам. Через верхний патрубок (8) нагретая охлаждающая жидкость проходит к бачку радиатора. Если клапан термостата (9) закрыт, то жидкость поступает по перепускному каналу (7) к водяному насосу и затем в рубашку охлаждения, то есть проходит малый круг циркуляции. Если клапан термостата открыт, то охлаждающая жидкость направляется в верхний бачок (2) радиатора, затем протекает по трубкам радиатора, где охлаждается, и потом собирается в нижнем бачке (22), откуда подводится к насосу по нижнему патрубку (18).