В двигателе внутреннего сгорания (в зависимости от температурного режима) жидкость в системе охлаждения может циркулировать по одному из двух замкнутых кругов:
1) – Большой замкнутый круг (клапан термостата открыт): двигатель > радиатор > прогретый двигатель;
2) – Малый замкнутый круг, минуя радиатор (клапан термостата закрыт): рубашка непрогретого двигателя.
Направление движения охлаждающей жидкости показано стрелками [рис. 1].
Рис. 1. Схема жидкостной системы охлаждения.
1) – Радиатор;
2) – Верхний бачок;
3) – Пробка радиатора;
4) – Контрольная трубка;
5) – Верхний патрубок радиатора;
6) – Резиновый шланг;
7) – Перепускной канал;
8) – Отводящий патрубок;
9) – Термостат;
10) – Отверстие;
11) – Головка блока;
12) – Водораспределительная трубка;
13) – Датчик указателя температуры жидкости;
14) – Блок цилиндров;
15) – Сливной краник;
16) – Водяная рубашка;
17) – Крыльчатка водяного центробежного насоса;
18) – Подводящий патрубок;
19) – Резиновый шланг;
20) – Нижний патрубок радиатора;
21) – Сливной краник;
22) – Нижний бачок радиатора;
23) – Ремень привода вентилятора;
24) – Вентилятор.