Для управления гидромуфтой привода вентилятора используется включатель [рис. 1], смонтированный на нагнетательном патрубке (7) [рис. 2] в передней части дизельного двигателя КамАЗ-740.
Рис. 1. Включатель гидромуфты привода вентилятора системы охлаждения дизельного двигателя КамАЗ-740.
1) – Крышка корпуса включателя;
2) – Корпус включателя;
3) – Шайба возвратной пружины;
4) – Возвратная пружина;
5) – Золотник включателя гидромуфты;
6) – Уплотнительное кольцо крышки корпуса включателя;
7) – Уплотнительное кольцо пробки крана;
8) – Пробка крана включателя;
9) – Штифт;
10) – Рычаг пробки крана;
11) – Пружина фиксатора;
12) – Фиксатор рычага пробки крана;
13) – Крышки пробки крана;
14) – Регулировочные шайбы;
15) – Гайка крепления термосилового датчика;
16) – Термосиловой датчик;
17) – Уплотнительное кольцо термосилового датчика.
Рис. 2. Система охлаждения дизельного двигателя КамАЗ-740.
1) – Шкив коленчатого вала;
2) – Нижний бачок;
3) – Жалюзи;
4) – Радиатор;
5) – Гидромуфта привода вентилятора;
6) – Перепускной патрубок;
7) – Нагнетательный патрубок;
8) – Верхний бачок;
9) – Верхний патрубок;
10) – Термостат;
11) – Водораспределительная коробка;
12) – Соединительная трубка;
13) – Подводящая трубка;
14) – Правая водяная трубка;
15) – Отводящая трубка;
16) – Впускной коллектор;
17) – Датчик контрольной лампы перегрева жидкости;
18) – Расширительный бачок;
19) – Горловина с герметизирующей пробкой;
20) – Пробка с клапанами;
21) – Отводящая трубка от компрессора;
22) – Отводящая трубка левой водяной трубки;
23) – Компрессор;
24) – Левая водяная трубка;
25) – Крышка головки;
26) – Головка цилиндра;
27) – Водяной насос;
28) – Сливной кран либо пробка;
29) – Шкив водяного насоса;
30) – Вентилятор;
31) – Нижний патрубок.
Включатель гидромуфты в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя обеспечивает соединение либо разъединение ведущего вала (6) [рис. 3] с ведомым (16) из-за изменения количества масла, которое поступает из смазочной системы в гидромуфту, а вместе с тем и включение либо выключение вентилятора, смонтированного на ступице (15) ведомого вала (16) гидромуфты.
Рис. 3. Гидромуфта привода вентилятора автомобиля КамАЗ-5320.
1) – Передняя крышка;
2) – Корпус;
3) – Кожух;
4) – Шарикоподшипник;
5) – Трубка подвода масла;
6) – Ведущий вал;
7) – Шарикоподшипник;
8) – Уплотнительные кольца;
9) – Ведомое колесо;
10) – Ведущее колесо;
11) – Шкив;
12) – Вал шкива;
13) – Шарикоподшипник;
14) – Упорная втулка;
15) – Ступица вентилятора;
16) – Ведомый вал;
17) – Самоподжимной сальник;
18) – Прокладка;
19) – Болт;
20) – Шарикоподшипник;
21) – Самоподжимной сальник;
22) – Болт.
Масло подаётся насосом в полость корпуса (2), а потом по трубке (5) подводится в каналы ведомого вала (16) и сквозь отверстия в ведомом колесе – в межлопастное пространство.
В процессе вращения ведущего колеса (10) масло с его лопаток переходит на лопатки ведомого колеса (9). Оно начинает вращаться, передавая на вал (16) крутящий момент, и приводит во вращение вентилятор.