Температурный режим дизельного двигателя КамАЗ-740 [рис. 1] поддерживают два термостата, а также вентилятор и жалюзи.
Рис. 1. Система охлаждения дизельного двигателя КамАЗ-740.
1) – Шкив коленчатого вала;
2) – Нижний бачок;
3) – Жалюзи;
4) – Радиатор;
5) – Гидромуфта привода вентилятора;
6) – Перепускной патрубок;
7) – Нагнетательный патрубок;
8) – Верхний бачок;
9) – Верхний патрубок;
10) – Термостат;
11) – Водораспределительная коробка;
12) – Соединительная трубка;
13) – Подводящая трубка;
14) – Правая водяная трубка;
15) – Отводящая трубка;
16) – Впускной коллектор;
17) – Датчик контрольной лампы перегрева жидкости;
18) – Расширительный бачок;
19) – Горловина с герметизирующей пробкой;
20) – Пробка с клапанами;
21) – Отводящая трубка от компрессора;
22) – Отводящая трубка левой водяной трубки;
23) – Компрессор;
24) – Левая водяная трубка;
25) – Крышка головки;
26) – Головка цилиндра;
27) – Водяной насос;
28) – Сливной кран либо пробка;
29) – Шкив водяного насоса;
30) – Вентилятор;
31) – Нижний патрубок.
При непрогретом двигателе насос (27) подаёт охлаждающую жидкость в левый ряд цилиндров и по нагнетательному патрубку (7) – в правый ряд. Сначала охлаждаются места, максимально подверженные нагреву – выпускные каналы и гнёзда форсунок. От головок цилиндров нагретая жидкость проходит в правую (14) и левую (24) трубы, которые расположены в «развале» двигателя, а потом по соединительной трубе (12) подаётся в водораспределительную коробку (11), то есть коробку термостатов.
При закрытых клапанах термостатов (10) охлаждающая жидкость по перепускному патрубку (6) опять подаётся к водяному насосу (27). Охлаждающая жидкость заливается в расширительный бачок (18) через горловину (19). Расширительный бачок соединён с верхним бачком (8) радиатора, что обеспечивает возможность компенсации расширения охлаждающей жидкости. Также в расширительном бачке собираются пары из верхних участков радиатора и системы охлаждения в целом.