Термостат системы охлаждения используется для ускорения прогрева охлаждающей жидкости при пуске двигателя и автоматической поддержки её температуры в определённых пределах. Широкое распространение получили два типа термостатов:
1) – термостаты с жидкостным наполнителем [рис. 1, а)];
2) – термостаты с твёрдым наполнителем [рис. 1, б)].
Рис. 1. Схемы термостатов.
а) – Термостат с жидкостным наполнителем (двигатель автомобиля ГАЗ-24);
б) – Термостат с твёрдым наполнителем (двигатель автомобиля ЗИЛ-130);
I – Термостат открыт;
II – Термостат закрыт;
III – Термостат закрыт;
IV – Термостат открыт;
1) – Корпус водяного насоса;
2) – Гофрированный баллон;
3) – Шток;
4) – Прокладка;
5) – Клапан термостата;
6) – Патрубок, отводящий горячую жидкость;
7) – Корпус термостата;
8) – Кронштейн;
9) – Баллон термостата;
10) – Твёрдый наполнитель;
11) – Резиновая мембрана;
12) – Направляющая втулка;
13) – Шток;
14) – Возвратная пружина;
15) – Клапан термостата;
16) – Патрубок, отводящий горячую жидкость;
17) – Коромысло клапана;
18) – Корпус термостата;
19) – Буфер;
20) – Впускной трубопровод.