Система пуска, используемая на пусковых двигателях тракторов, а также на автомобилях ВАЗ, состоит из следующих элементов: аккумуляторная батарея (GB), выключатель, тяговое реле, размещённое на корпусе стартера и предназначенное для ввода шестерни (21) [рис. 1] привода в зацепление с венцом маховика, а также для включения контактов (8) цепи питания стартера от батареи.
Рис. 1. Стартер СТ362.
а) – Схема включения стартера СТ362;
б) – Общий вид стартера СТ362:
1) – Пружина щётки;
2) – Колпак;
3) – Стяжной болт;
4) – Щётка;
5) – Гайка;
6) – Перемычка;
7) – Возвратная пружина;
8) – Контакты;
9) – Контактный диск;
10) – Катушка тягового реле;
11) – Тяговое реле;
12) – Сердечник тягового реле;
13) – Возвратная пружина;
14) – Серьги;
15) – Рычаг;
16) – Уплотнительная прокладка;
17) – Муфта свободного хода;
18) – Кольцо;
19) – Крышка со стороны привода;
20) – Вал якоря;
21) – Шестерня привода;
22) – Шлицевая втулка привода;
23) – Обмотка возбуждения;
24) – Якорь стартера;
25) – Корпус стартера;
26) – Коллектор;
27) – Крышка со стороны коллектора;
28) – Выключатель;
29) – Последовательная обмотка;
30) – Параллельная обмотка;
31) – Венец маховика;
в) – Плунжерная муфта свободного хода:
1) – Втулка привода;
2) – Замочное кольцо;
3) – Опорное кольцо;
4) – Пружина;
5) – Поводковая муфта;
6) – Буферная пружина;
7) – Буферная пружина;
8) – Ведущая обойма;
9) – Кожух;
10) – Ролик;
11) – Втулка;
12) – Шестерня;
13) – Плунжер;
14) – Пружина;
15) – Упор пружины;
16) – Толкатель;
г) – Бесплунжерная муфта свободного хода.
При замыкании цепи управления ток аккумуляторной батареи течёт в параллельную и последовательную обмотки тягового реле. С параллельной обмотки ток идёт через корпуса стартера и машины на клемму «-» аккумуляторной батареи, с последовательной поступает в обмотку возбуждения и якорь стартера, а потом в батарею. Магнитным потоком обмоток втягивается сердечник (12), а он после ввода шестерни привода в зацепление с венцом маховика контактным диском (9) включает электродвигатель стартера на полное напряжение аккумуляторной батареи. Проходя по обмоткам возбуждения, ток создаёт сильное электромагнитное поле, взаимодействующее с магнитным полем витков обмотки якоря. В результате якорь вращает коленчатый вал двигателя.
После пуска двигателя, пока замкнута цепь тягового реле, шестерня привода находится в зацеплении с венцом маховика, и коленчатый вал вращает её с частотой, превышающей частоту вращения якоря. После размыкания цепи тягового реле возвратные пружины устанавливают сердечник в исходное положение, контактный диск отключает питание стартера, шестерня привода выходит из зацепления с венцом маховика.
Для выключения стартера после пуска двигателя и исключения его случайного включения при работающем двигателе в системах пуска всех тракторов, а также автомобилей КамАЗ, используется реле блокировки, которое снижает расход энергии аккумуляторной батареи, а также износ деталей стартера.