Для предотвращения самовключения передач в процессе работы в коробке передач предусмотрен механизм блокировки. Блокировка позволяет выполнять переключение передач только при полностью выключенной муфте сцепления. При нажатии на педаль муфты сцепления валик (113) [рис. 1] перемещается таким образом, что его фрезерованные участки устанавливаются против валиков переключения передач, в связи с чем последние могут свободно двигаться в осевом направлении. При включённой муфте сцепления валик (113) входит в выточки валиков переключения и запирает их, не позволяя шестерням произвольно перемещаться. Ход валика блокировки ограничивается стопорным винтом (117).
Рис. 1. Главная передача (продольный разрез) самоходного шасси Т-16М.
75) – Вилка включения ВОМ;
76)/96)/100)/103) – Прокладки;
77) – Крышка;
78) – Сальник войлочный;
79) – Корпус сальника;
80) – Ось рычага ВОМ;
81) – Рычаг включения ВОМ;
82) – Хомут;
83) – Чехол;
84)/106) – Колпаки;
85) – Пружина;
86) – Рукоятка;
87) – Рычаг переключения передач;
88) – Пружина фиксатора;
89) – Шарик фиксатора;
90) – Вилка переключения пятой и шестой передач;
91) – Установочный винт;
92) – Вилка переключения второй и третьей передач;
93) – Вилка переключения четвёртой передачи и заднего хода;
94) – Вилка переключения первой и замедленной передач;
95) – Штифт;
97) – Крышка валиков переключения;
98) – Регулировочные прокладки;
99) – Стакан подшипника первичного вала;
101) – Крышка подшипника первичного вала;
102)/110)/112) – Подшипники;
104) – Гнездо уплотнения;
105) – Сальник;
107) – Вторичный вал;
108)/109) – Втулки;
111) – Упорная шайба;
113) – Валик блокировки;
114) – Корпус сальника;
115) – Сальник войлочный;
116) – Уплотнительное кольцо;
117) – Стопорный винт;
118) – Пружина фиксатора;
119) – Шарик фиксатора.
Валики переключения передач фиксируются в нейтральном положении шариками (89) с пружинами (88).