При повороте кулачкового валика насоса эксцентрик (18) [рис. 1] набегает на ролик толкателя (19) и посредством штока (20), преодолевая сопротивление пружин (21) и (24), перемещает поршень (23).
Рис. 1. Топливоподкачивающий насос низкого давления системы питания двигателя Д-21 трактора Т-25.
1) – Резиновое кольцо;
2) – Болт поворотного угольника;
3) – Защитная втулка;
4) – Корпус насоса;
5) – Упорное кольцо;
6) – Пробка нагнетательного клапана;
7) – Нагнетательный клапан;
8) – Пружина нагнетательного клапана;
9) – Защитная втулка;
10) – Болт поворотного угольника;
11) – Колпачок;
12) – Поршень насоса ручной прокачки в сборе;
13) – Насос ручной прокачки;
14) – Штуцер крепления насоса ручной прокачки;
15) – Пружина впускного клапана;
16) – Впускной клапан;
17) – Пробка впускного клапана;
18) – Эксцентрик;
19) – Толкатель в сборе;
20) – Шток поршня;
21) – Пружина толкателя;
22) – Втулка;
23) – Поршень;
24) – Пружина поршня;
25) – Заглушка.
Обратное движение поршня происходит под действием пружины. При ходе поршня (13) [рис. 2] под действием пружины (12) топливо из топливного бака, проходя через фильтр грубой очистки, преодолевает сопротивление пружины (11) впускного клапана, открывает впускной клапан (10) и заполняет надпоршневое пространство. При этом нагнетательный клапан (5) под действием разряжения в надпоршневой полости и усилия пружины (6) закрывается.
Рис. 2. Система топливоподачи двигателя Д-21 трактора Т-25.
1) – Втулка;
2) – Дозатор;
3) – Демпфер;
4) – Топливный фильтр;
5) – Нагнетательный клапан;
6) – Пружина клапана насоса;
7) – Штуцер с жиклёром;
8) – Насос ручной прокачки топлива;
9) – Топливоподкачивающий насос;
10) – Впускной клапан;
11) – Пружина клапана;
12) – Пружина поршня;
13) – Поршень.
При ходе поршня под действием эксцентрика топливо из надпоршневого пространства перекачивается через нагнетательный клапан в подпоршневое пространство. Впускной клапан (1) под действием давления в надпоршневой полости и усилия пружины (11) закрывается.
При следующем движении поршня под действием пружины надпоршневое пространство вновь заполняется топливом, поступающим из впускного отверстия и проходящим через впускной клапан. Топливо, имеющееся в подпоршневой полости, нагнетается по каналу во входное отверстие топливоподкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки и в головку топливного насоса. Нагнетательный клапан при этом закрыт.