1) – Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя ЗИЛ-130; при сильном ветре принять меры к тому, чтобы открытый капот не был повреждён. Отключить масляный радиатор и надеть утеплительный чехол на облицовку радиатора;
2) – Если топливо в бачке отсутствует либо его недостаточно, наполнить бачок. При наполнении бачка нужно следить, чтобы он не был переполнен и чтобы топливо не проливалось (ёмкость бачка 2 литра);
3) – Открыть кран (4);
Рис. 1. Подогреватель двигателя ЗИЛ-130.
1) – Топливный бачок;
2) – Пробка бачка;
3) – Наливная воронка;
4) – Кран;
5) – Электродвигатель с вентилятором;
6) – Трубка топливного бачка;
7) – Электромагнитный клапан;
8) – Спираль подогрева;
9) – Регулировочная игла;
10) – Трубка электромагнитного клапана;
11) – Ручка управления краном;
12) – Сливной кран трубопровода подогревателя;
13) – Шланг подвода воздуха;
14) – Свеча накаливания;
15) – Отводящая трубка;
16) – Лоток;
17) – Сливной кран котла;
18) – Котёл подогревателя;
19) – Подводящая трубка от котла к двигателю;
20) – Штуцер;
21) – Пульт управления;
22) – Контрольная спираль;
23) – Ручка переключателя;
24) – Выключатель свечи.
4) – Переместить ручку (23) переключателя в положение II на 45 секунд; при этом включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитный клапан и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином. При очень низкой температуре это время нужно увеличить до 100 секунд.
Поставить переключатель в положение 0 и включить выключатель (24) свечи, оставляя его нажатым, при этом одновременно со свечой (14) включается спираль (8) нагрева электромагнитного клапана, установленная в корпусе клапана. Как только контрольная спираль накалится до светло-красного цвета, происходит воспламенение бензина в камере сгорания, при этом будет слышен «хлопок». После хлопка пустить подогреватель, переместив ручку переключателя (23) в положение II. При достижении устойчивой работы подогревателя выключить свечу, отпустив выключатель (24);
5) – Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из наливной горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя ЗИЛ-130 пусковой рукояткой. Вал готового к пуску двигателя легко проворачивается, причём на пусковой рукоятке отчётливо ощущается сопротивление компрессии;
6) – Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя (23) в положение I (на продувку котла), и закрыть кран (4). Примерно через 50-60 с после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить вентилятор, переместив ручку переключателя в положение 0. Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя возможны выбрасывание пламени и подгорание воздухоподводящего шланга (13);
7) – Пустить двигатель ЗИЛ-130 и закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замёрз, закрыть его после оттаивания при заливке воды;
8) – После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры 60-70 градусов Цельсия (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов) можно начинать движение автомобиля;
9) – Сливать воду из системы охлаждения нужно через кран радиатора, кран (17) котла и кран (12) трубопровода подогревателя, повернув ручку (11) управления краном; при этом следует открывать пробку радиатора.