Ремонт механизма газораспределения


* * *

Головка цилиндров. Перед проведением ремонта следует испытать герметичность стенок и уплотнений головки цилиндров. Испытания проводятся на стендах типа КИ-9147, ОР-13725М (для ЯМЗ-240Б) и других. В отверстия водных полостей испытываемой головки устанавливается и прижимается специальная обрезиненная плита. При давлении воды 0,4-0,5 МПа утечки и потение стенок головки в течение 5-ти минут не допустимы. Наиболее распространённый дефект чугунных головок цилиндров – износ рабочей фаски клапанных гнёзд, которые ремонтируются фрезерованием. Для этого применяется набор специальных фрез [рис. 70]. Фрезеровка проводится вручную либо на сверлильном станке, используя специально изготовленную шарнирную оправку.

Ремонт клапанных гнёзд фрезами

Рис. 70. Ремонт клапанных гнёзд фрезами.

а) – Черновой 45 град;

б) – Черновой 75 град;

в) – Черновой 15 град;

г) – Чистовой 45 град;

д) – Схема образования рабочей фаски гнезда при фрезеровании и её ширина В.

Порядок обработки клапанных гнёзд представлен в таблице 40.

Таблица 40. Угол заточки фрез (шлифовальных камней) для обработки клапанных гнёзд головок цилиндров.

Марка дизельного двигателя Углы заточки фрез для впускных гнёзд, град Углы заточки фрез для выпускных гнёзд, град
1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й  4-й
Типа ЯМЗ  30 75 15 45 75
А-41, А-01М 30 60 15 30 45 75 15
СМД-60 и его модификации 30 75 15 30 45 75 15 45

При этом первая фреза предназначена для удаления на фаске следов износа, вторая и третья фреза служит для подрезки верхней и нижней части фаски. Последняя четвёртая фреза предназначается для доведения ширины фаски В до требуемых размеров [таблица 41].

Таблица 41. Размеры фасок клапанных гнёзд и притёртой кольцевой полоски на клапане.

 Марка дизельного двигателя Ширина фаски гнезда, мм Ширина кольцевой полоски
впускной  впускной
ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б 2,0-2,5 1,5-2,0 1,5-2,5
СМД-60, СМД-62, СМД-66, СМД-72 2,5 2,3 1,5-2,5
А-41, А-01М и типа СМД-18 2,0-2,5 1,5-2,3 1,5-2,5
Д-37М, Д-144, Д-21 2,0-2,5 2,0-2,5 2,0-2,5
Д-65М, Д-240 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0

Во время проведения фрезерования стержень оправки фрезы должен с зазором не более 0,05 мм входить в отверстие втулки клапана. Вместо фрез возможно использование зенкеров с твердосплавными пластинками.

Для достижения герметичности прилегания клапанов к гнёздам используется несколько технологий.

При обычной технологии клапаны притираются к гнезду на стенде ОР-6687М либо вручную. В другом случае фаска гнезда также обрабатывается фрезерованием, а у клапана она шлифуется под углом 44 градуса (± 15 мин) и впоследствии не притирается. Следующий способ: гнездо в головке блока и фаска клапана дополнительно наклёпывается, обрабатывая роликовыми накатками.

Для получения малой шереховатости (Ra = 0,8 мкм) поверхности сёдел клапанов, обработки стальных колец в головках, а также минимального снятия металла с фаски применяется планетарно-шлифовальный прибор ОПР-1334-01 [рис. 71, а]. Благодаря эксцентрическому расположению отверстия в шпинделе (6) [рис. 71, б] одновременно с вращением круга (9) вокруг собственной оси происходит обкатывание всего прибора по шлифуемой фаске. Частота вращения абразивного круга 7200 мин-1. Подача вручную винтом (5).

Шлифование гнезда клапана прибором ОПР-1334-01

Рис. 71. Шлифование гнезда клапана прибором ОПР-1334-01.

а) – Процесс шлифования;

б) – Схема прибора;

1) – Шестерни;

2) – Ротор электродвигателя;

3) – Статор электродвигателя;

4) – Червячная передача;

5) – Винт регулировки подачи;

6) – Шпиндель;

7) – Гильза;

8) – Оправка;

9) – Шлифовальный круг;

10) – Седло клапана.

На шлифовальной поверхности фасок гнёзд в головке не допускаются раковины и риски. Биение рабочей фаски относительно оси направляющей втулки клапана не должно превышать 0,06 мм. Биение проверяется приспособлением 70-8720-1311 с индикатором часового типа либо используется калибр.

Предельный (выбраковочный) диаметр гнезда в головке определяется по утопанию тарелки клапана нормального размера либо калибра относительно плоскости головки или блока [рис. 72].

Замер утопания в клапана шненгенглубиномером

Рис. 72. Замер утопания в клапана штангенглубиномером.

При текущем ремонте допустимо утопание тарелки:

впускных клапанов двигателей ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б, А-01М, А-41 – 2,7 мм,

выпускных клапанов – 3,2 мм;

впускных клапанов двигателей СМД-60, СМД-62, СМД-72 – 2,8 мм,

выпускных клапанов – 3,0 мм;

выпускных клапанов Д-50 – 2,5 мм;

Д-240 – 3,5 мм;

Д-65Н – 2,5 мм;

Д-37Е – 3,5 мм, выпускных клапанов – 3,0;

впускных клапанов дизелей СМД-14, СМД-17, СМД-18 – 3,2 мм,

выпускных клапанов – 3,5 мм.

Изношенные клапанные гнёзда кольцуют либо наплавляют. Перед кольцеванием они растачиваются. Кольца изготовляются из специального (перлитного) чугуна диаметром, создающим натяг 0,14-0,18 мм.

Перед проведением запрессовки головка блока нагревается до 400 градусов Цельсия, а кольца охлаждаются в углекислоте (сухой лёд) либо головка нагревается до 90 градусов Цельсия, а кольца охлаждаются в жидком азоте. После запрессовки на кольцах протачиваются фаски. Для замены вставных гнёзд применяются съёмники, представленные на [рис. 73].

Съёмник для выпрессовки седла клапана из головки цилиндров

Рис. 73. Съёмник для выпрессовки седла клапана из головки цилиндров.

1) – Конус;

2) – Цанга;

3) – Вставка;

4) – Корпус;

5) – Гайка;

6) – Гайка.

Трещины в перемычках между клапанными гнёздами, а также между гнёздами и отверстием под распылитель форсунки устраняются путём постановки стягивающих фигурных вставок либо методом горячей газовой сварки. Трещины в водяной рубашке, не проходящие через отверстия для шпилек, завариваются электродуговой сваркой проволокой ПАНЧ-11.

Для устранения трещин в рубашке охлаждения применяются составы на основе эпоксидных смол. В том случае, если трещина проходит через отверстие под шпильку, то отверстие рассверливается, затем развёртывается диаметром больше номинального на 4 мм и на глубину меньше высоты головки цилиндров на 8-10 мм, после чего вставляется соответствующего размера втулка на эпоксидном составе. Аргонно-дуговой сваркой завариваются трещины и коррозионные повреждения у алюминиевых головок.

Отклонение от плоскостности привалочной поверхности головок определяется проверочной линейкой и щупом (допустимое отклонение не более 0, 15 мм). При большем отклонении головка подвергается механической обработке:

до высоты не менее 131 мм —  для дизелей ЯМЗ-238НБ, А-01М, А-41;

до высоты 131,3 мм —  для дизелей ЯМЗ-240Б;

до высоты 130мм —  для дизелей СМД-60, СМД-62, СМД-64.

Для автомобильного двигателя ГАЗ-53А допустимо уменьшение высоты головки на 1 мм против номинального размера.

После проведения ремонта головка цилиндров повторно подвергается гидравлическому испытанию.

При ослаблении либо при срыве резьбы в отверстиях головки цилиндров дефект устраняется так же, как у блоков цилиндров.

Клапаны. К основным дефектам клапанов относятся: износ и подгорание рабочих фасок тарелок, износ поверхности стержня и его торца.

Изношенные рабочие фаски тарелок клапанов и торцы стержней шлифуются на стенде ОР-8022 (устройство стенда представлено на [рис. 74]), ЦКР-Р-108 и других. Перед шлифованием проверяется прямолинейность стержня клапана на приспособлении 70-8608-3515, при этом допустимое отклонение составляет до 0,05 мм.

Схема стенда для шлифования фасок клапанов

Рис. 74. Схема стенда для шлифования фасок клапанов.

1) – Дверца;

2) – Дверца;

3) – Основание;

4) – Маховик;

5) – Маховик;

6) – Станина;

7) – Опора;

8) – Шлифовальная бабка;

9) – Стойка;

10) – Пульт управления;

11) —  Насосная станция.

На основании (3) смонтирована станина (6) с подвижным столом, на котором перемещается опора (7) с устройствами для зажима и привода клапана, а также стойка (9) для алмазной правки абразивного круга. На станине установлена шлифовальная бабка (8). Управление стендом ведётся с пульта (10). Глубина резания управляется при помощи маховика (4) и дополнительно для получения требуемой шероховатости поворачиванием маховика (5). Станцией (11) электронасосом ПА-22 подаётся из бака охлаждающая жидкость при шлифовании. Стенд может настраиваться на любой типоразмер клапана диаметром тарелки до 60 мм, стержня 8-16 мм, углом фасок 40-60 град. Для шлифования используются круги зернистостью 40-25, твёрдостью СМ1 и СМ2.

Предельно изношенные тарелки клапанов (высота цилиндрического пояска тарелки менее 0,5 мм) восстанавливаются плазменным напылением, наплавкой ТВЧ шихты из жаропрочных материалов (ВКЗ, ЭП-616, сормайт №1) и методом электроконтактного напекания металлических порошков.

Напылённые и напечённые поверхности рекомендуется обработать затем электроабразивным (электрохимическим) шлифованием.

Биение конической фаски тарелки клапана после шлифования допустимо не более 0,03-0,05 мм.

Высота цилиндрического пояска на тарелке клапана не должна быть менее 1,1 мм для впускных и 1,3 мм для выпускных клапанов.

Изношенные стержни клапанов шлифуются на уменьшенный размер, наращиваются твёрдым железнением либо хромированием. Овальность и конусообразность стержня клапана после проведения шлифования не должны превышать 0,02 мм, а шероховатость – Ra = 0,32 мкм.

Пружины клапанов. В процессе эксплуатации двигателя пружины клапанов теряют упругость, получают усадку, изнашиваются их торцы.

С помощью прибора МИП-100-2 [рис. 75] контролируется упругость клапанных пружин, сравнивая их с техническими требованиями (таблица 42). Пружины, упругость которых меньше допустимой, могут быть восстановлены методом термической фиксации либо накаткой роликом.

Контроль упругости клапанных пружин на приборе МИП-100-2

Рис. 75. Контроль упругости клапанных пружин на приборе МИП-100-2.

1) – Пружина;

2) – Пресс;

3) – Весы прибора.

Таблица 42. Характеристика клапанных пружин.

 Марка дизельного двигателя  Клапанная пружина  Упругость пружины при рабочей длине, H  Длина пружины в рабочем состоянии
нормальная допускаемая
ЯМЗ-240НБ, ЯМЗ-240Б Наружная 446 ± 26,7 380 42
СМД-60, СМД-62, СМД-64. СМД-72 Внутренняя 256 ± 15,0 220 37
А-01М, А-41 Наружная 250 ± 15,0 212 56
Внутренняя 128 ± 17,5 102 50
Д-108, Д-160 Наружная 344 ± 26 270 78
Внутренняя 44,8 ± 6,2
— 2,8
36 60
СМД-14, СМЛ-19, СМД-20 Наружная 190 ± 14 158 55
Внутренняя 60 ± 4,5 50 55,2
СМД-17К, СМД-18К Наружная 197,5 ± 12,5 176 77
Внутренняя 81,5 ± 4,5 60 52
Д-50, Д-50Л Наружная 153 ± 12,7 133 37
Внутренняя 147 ± 12 128 39
Д-37, Д-37Е, Д-21  — 156 ± 9,4 132 50

Методом термической фиксации пружина восстанавливается на установке ОРГ-26095. Там она растягивается зажимами приспособления до необходимой длины, затем через неё пропускается электрический ток, нагревая до 400-450 градусов Цельсия и охлаждается на воздухе.

Сборка головки цилиндров и притирка клапанов. Собираются головки на специальном столе (стенде) и применяются кантователи, например 70-0864-1308, для кантования головок цилиндров двигателей СМД и А-41. В головку (блок) запрессовываются направляющие втулки, затем их развёртывают разжимными развёртками, обеспечивая тем самым зазор между стержнем впускного клапана и отверстием втулки в пределах 0,03-0,07 мм, а выпускного 0,07-0,11 мм.

После проведения обработки клапанных гнёзд следует добиться герметичности соединения клапана с гнездом. Притирка клапанов к гнёздам осуществляется на станке ОР-6687М [рис. 76].

Станок для притирки клапанов ОР-6687М

Рис. 76. Станок для притирки клапанов ОР-6687М.

1) – Станина;

2) – Стол;

3) – Шпиндель.

Перед притиркой фаска клапана и гнезда смазывается тонким слоем пасты, имеющей следующий состав:

для гнёзд головок из чугуна – 40% абразивного порошка из серого электрокорунда зернистого М-14 – М-20, 55-58% дизельного масла и 2-5% олеиновой либо стеариновой кислоты;

для вставных стальных колец в головках – 40-50% абразивного порошка марки 64С (КЗ) зернистостью М20, дизельного масла 46-48%, олеиновой кислоты 4-5%, сульфофрезола – 2-3%, керосина – 4-5%.

Стержни клапанов смазываются дизельным маслом, затем на них надеваются технологические пружины и устанавливаются клапаны в направляющие втулки. Головка (блок) устанавливается на стол станка (2), совмещаются шпиндели станка (3) с осями клапанов и начинается притирка. Она проводится до образования на конической поверхности тарелки клапана и гнезда ровной без разрывов матовой кольцевой полоски (таблица 41). У клапана кромка матовой полоски должны отстоять от края конусной поверхности тарелки не менее чем на 1,5 мм, а у гнезда поясок должен начинаться у основания большого конуса.

После проведения притирки клапаны размечаются в соответствии с номерами гнёзд. Головка и клапаны тщательно промываются для удаления остатков пасты, затем производится сборка клапанного механизма.

При применении технологии без притирки, как указывалось выше, после установки клапанов в гнёзда, по клапанам наносятся лёгкие удары молотком массой не более 200 граммов, через медную наставку таким образом, чтобы на клапане появилась непрерывная риска шириной 0,1-0,25 мм.

Для того чтобы увеличить срок службы соединения клапанов с гнёздами применяется накатывание роликами рабочих фасок гнезда после фрезерования и тарелки клапана после шлифования, с использованием специальных приспособлений, на сверлильном станке за 6-10 оборотов шпинделя при давлении 2,5-3 МПа. В этом случае герметичность достигается также после лёгких ударов молотка.

При сборке клапаны размещаются по гнёздам согласно разметке, при помощи приспособления сжимаются пружины и устанавливаются тарелки клапанных пружин с сухариками. Сухарики должны плотно сидеть в тарелке пружины, выступая над её плоскостью не более 0,5 мм, и обеспечивать перпендикулярное расположение тарелки относительно стержня клапана. Используя приспособление КИ-9918, следует проверить упругость клапанных пружин в сборе. Контроль качества притирки проводится при помощи пневматического прибора или по просачиванию керосина, или на стендах КИ-8847М для одновременной проверки герметичности всех соединений клапан – гнездо головок блоков двигателей ЯМЗ-240Б и ЯМЗ-238НБ.

Для проверки герметичности пневматическим прибором тарелка клапана сверху при помощи кисти смачивается керосином. Прибор прижимается к соответствующему отверстию головки, грушей нагнетается под клапан воздух до давления 30-50 кПа. Отсутствие пузырьков свидетельствует об удовлетворительной притирке клапана. При проверке керосином головка устанавливается каналами вверх, затем в них наливается керосин. Он не должен просачиваться между клапанами и гнёздами в течение трёх минут.

Валик коромысел (оси) при износе наружной поверхности восстанавливается электролитическим методом.

Коромысла клапанов с втулками. К наиболее распространённым дефектам относятся: износы бойков, износы внутренней поверхности втулок и резьбы под регулировочный винт. При износе бойков по высоте не более двух мм, они шлифуются при помощи приспособлений на станке для шлифования тарелок клапанов либо на обдирочно-шлифовальном станке, выдерживая при этом заданный радиус закругления по шаблону. При износе на глубину более двух мм, боёк наплавляется и шлифуется до нормального размера, добиваясь параллельности цилиндрической поверхности бойка относительно оси отверстия под втулку.

Толкатели клапанов со втулками. В них подвергаются износу поверхности стержня и тарелки. Стержни восстанавливаются твёрдым железнением, хромированием и вибродуговой наплавкой проволокой из высокоуглеродистой стали.

При износе рабочей поверхности тарелки толкателя до 0,3 мм её следует шлифовать. При больших износах тарелка наплавляется электродуговой сваркой электродом Т-590. Для того чтобы не произошёл отпуск стержня, при наплавке тарелки, его погружают в ванну с проточной водой.

Распределительные валы. Наблюдаются следующие дефекты: износ поверхности шеек и кулачков. Допустимое отклонение от прямолинейности оси вала не более 0,05 мм при замере по средней шейке. При большем отклонении рекомендуется правка под прессом. Поверхности опорных шеек при овальности и конусообразности более 0,1 мм шлифуются на ремонтные размеры либо восстанавливаются теми же способами, что и валики коромысел, до нормального размера.

Втулки блоков под опорные шейки вала заменяются и растачиваются под размер шеек с применением специальных станков ОР-14557 (дизельный двигатель Д-50), ОР-14553 (дизельный двигатель СМД-60) и другие.

У кулачков распределительного вала подвергается износу профильная набегающая часть [рис. 77], в результате этого изменяется высота подъёма клапана, запаздывает момент начала его открытия и уменьшается общее время открытия, снижая мощность двигателя.

Износ кулачка распределительного вала

Рис. 77. Износ кулачка распределительного вала.

h – высота подъёма толкателя при новом кулачке;

h1 – высота подъёма толкателя при изношенном кулачке;

a – начало открытия нового клапана;

a1 – начало открытия изношенного клапана;

b – максимальное открытие нового клапана;

b1 – максимальное открытие изношенного клапана;

c – закрытие клапана.

Допустимая высота кулачка распределительно вала:

для двигателя ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-238НБ – 42 мм;

для двигателя Д-50, Д-240 – 40,1 мм;

для двигателя А-01М, А-41 – 44,05 мм;

для двигателя СМД-18 – 41,25 мм;

для двигателя Д-37, Д-144 – 40,70 мм.

Кулачки, имеющие размер меньше допустимого, шлифуются на шлифовально-копировальном станке до ремонтных размеров либо восстанавливаются наплавкой электродом Т-590.

8*

Яндекс.Метрика