Мотовило предназначается для подвода к режущему аппарату и шнеку стеблей убираемой культуры.
Рис.1. Мотовило комбайна «Дон».
1) – Специальные пальцы для съёма массы с полевого делителя;
2) – Планка граблины;
3) – Труба граблины;
4) – Подшипник;
5) – Диск мотовила;
6) – Правая крестовина эксцентрика;
7) – Луч;
8) – Вал мотовила;
9) – Левая крестовина эксцентрика;
10) – Ролик эксцентрикового механизма;
11) – Фрикционная муфта;
12) – Поводок.
Жатки комбайна «Дон» оснащены мотовилом жёсткой конструкции, а в комбайнах «Енисей», «Колос», «Нива» используется мотовило шпренгельного типа.
Мотовило комбайна «Дон» состоит из центрального вала (8) с фланцами. К фланцам прикрепляются диски (5), а к дискам прикреплены лучи (7), на концах которых шарнирно смонтированы трубы (3) с пружинными граблинами (на жатках, имеющих ширину захвата 6 и 7 метров используются граблины другой конструкции). В процессе работы граблины могут занимать различное положение с наклоном от +15 градусов (вперёд) до -30 градусов (назад). Данный наклон граблин возможен за счёт особой конфигурации копира, с которым взаимодействует ролик (10) эксцентрикового механизма (справа и слева мотовила). При перемещении мотовила в горизонтальном направлении происходит автоматическое изменение наклона граблин.
Рис. 2. Механизм привода мотовила.
8) – Вал мотовила;
11) – Фрикционная муфта;
13) – Левая поддержка мотовила;
14) – Гидроцилиндр для перемещения мотовила по горизонтали;
15) – Звёздочка привода мотовила;
16) – Натяжной винт;
17) – Регулируемая штанга.
Привод мотовила осуществляется посредством двухконтурной цепной передачи, которая связана с вариатором. На валу (8) смонтирована предохранительная фрикционная муфта (11) (рассчитана на передачу крутящего момента 600 Нм). Регулировка натяжения цепей осуществляется путём вращения штанги (17) и натяжного винта (16).
Рис. 3. Вариатор мотовила.
18) – Пружина;
19) – Замковое кольцо;
20) – Регулировочные шайбы;
21) – Подвижный диск;
22) – Палец;
23) – Натяжной винт;
24) – Неподвижные диски;
25) – Гидроцилиндр управления вариатором;
26) – Крестовина;
27) – Шпилька.
В основе работы вариатора лежит синхронное перемещение подвижных дисков (21) шкивов под действием гидроцилиндра (25). Устранение перекоса ведущего шкива относительно ведомого производится посредством натяжного винта (23) и поворота опорной плиты. Если прогиб ветви вариаторного ремня равен 8-10 мм (при усилии 40 кН), то натяжение ремня считается нормальным. Для натяжения ремня следует передвинуть его на ведомом шкиве в положение, которое соответствует максимальному диаметру шкива. Далее, вращением гайки и контргайки натяжного винта при работающем вариаторе, добиваются нормального натяжения.