Плоскости в шатунных шейках перед укладкой коленчатого вала необходимо очистить и промыть. Для этого необходимо расшплинтовать и отвернуть резьбовые пробки, после чего с осторожностью удалить скребком грязь таким образом, чтобы не нарушить положение трубок. Далее следует промыть полости и каналы дизельным топливом, а затем продуть. Потом устанавливают пробки, а шейки смазывают дизельным маслом.
После перешлифовки шеек радиусы галтелей должны равняться 5-0,5 мм, а радиусы кривошипа — 60±0,09 мм. Уменьшение радиуса галтелей ведёт к поломке коленчатого вала. При увеличении радиуса кривошипа возможны удары поршня по клапанам.
Острые кромки отверстий, расположенные на поверхности шеек, подлежат закруглению и тщательному зашлифовыванию. Не следует шабрить рабочие поверхности вкладышей. Запрещено подпиливание плоскостей разъёма крышек коренных подшипников, а также установка каких-либо прокладок в подшипники.
Установка крышек коренных подшипников производится согласно выбитым на них цифрам. Запрещена перестановка крышки с одного подшипника на другой, что может повлечь за собой нагрев подшипника либо поломку коленчатого вала.
Несовпадение торцов крышек (кроме наружных торцов крайних крышек) с торцами соответствующих им опор в картере двигателя допускается не более 0,5 мм. Для снятия крышек используется болт, который завёртывают в отверстие на крышке. Для стопорения гаек коренных подшипников используются пластины. Допустимое перемещение коленчатого вала вдоль оси (при полностью затянутых подшипниках) составляет 0,1-0,6 мм. Если оно более 0,8 мм, то необходимо заменить упорные кольца на третьем коренном подшипнике на кольца ремонтных размеров.
Шлифовка третьей коренной шейки (по ширине) производится с учётом установки полуколец, имеющих увеличенную толщину [Табл. 1.].
Таблица 1. Технические параметры упорного кольца третьей коренной шейки.
Размер упорного кольца | Маркировка упорного полукольца | Ширина третьей коренной шейки (мм) | Толщина упорного полукольца (мм) |
Первый номинальный | Н | 46+0,10 | 4,5-0,50-0,75 |
Второй номинальный | Н | 46+0,10 | 4,5-0,50-0,75 |
Первый ремонтный | Р1 | 46,2+0,10 | 4,6-0,50-0,75 |
Второй ремонтный | Р2 | 46,4+0,10 | 4,7-0,50-0,75 |
Третий ремонтный | Р3 | 46,6+0,10 | 4,8-0,50-0,75 |
Четвёртый ремонтный | Р4 | 46,8+0,10 | 4,9-0,50-0,75 |
После укладки коленчатый вал (с полностью затянутыми коренными подшипниками) без маховика и шатунов должен плавно (без заеданий) проворачиваться от усилия, которое не превышает 1 кг (на плече 150 мм). При затянутых коренных и шатунных подшипниках, а также установленных поршнях (без маховика) коленчатый вал должен проворачиваться от руки за болты крепления маховика. Крепящие маховик болты нужно затягивать с усилием 20-24 кг (на плече 0,5 м). Специальный болт, установленный в переднем конце коленчатого вала, следует затягивать с усилием 38-42 кг (на плече 0,5 м). В процессе проведения технических обслуживаний и ремонтов запрещается протирать ветошью детали кривошипно-шатунного механизма и прочие детали, которые расположены внутри двигателя. Частицы ветоши, оставаясь на кромках деталей, смываются маслом, заволакивая сетку маслоприёмника, что влечёт за собой уменьшение количества масла, которое поступает в магистраль двигателя.