Регулятор смонтирован на задней стенке топливного насоса (ТНВД) двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Он служит для автоматического изменения подачи топлива насосом ввиду того, что при работе трактора происходит непрерывное изменение нагрузки (в зависимости от сопротивления передвижению трактора с сельскохозяйственными орудиями). Следовательно, подача топлива насосом должна соответствовать нагрузке, в противном случае будет происходить снижение оборотов двигателя при возрастании сопротивления либо увеличение оборотов при его снижении.
На [рис. 1] представлен регулятор ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А в сборе. Конец кулачкового вала ТНВД выходит внутрь корпуса регулятора, на нём жёстко закреплена упорная шайба (5) и свободно надета ступица (4) с четырьмя грузами (2). Вращение от шайбы к ступице передаётся через спиральную пружину (6), чьи концы отогнуты. Один из концов входит в отверстие в ступице, а другой в отверстие в шайбе. Спиральная пружина даёт возможность снизить неравномерность вращения грузов регулятора. С целью предотвращения поломок пружины при запуске угол поворота ступицы по отношению к шайбе ограничивается вырезом, расположенным в шайбе (5), в который входит выступ на ступице (4). Между хвостовиком на грузах (2) и роликом (26) расположена свободно посаженная на кулачковом валу муфта (25) регулятора с упорным шарикоподшипником.
Рис. 1. Регулятор топливного насоса (ТНВД) двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Рычаг управления;
2) – Грузы;
3) – Кулачковый вал топливного насоса;
4) – Ступица грузов;
5) – Упорная шайба;
6) – Спиральная пружина;
7) – Топливный насос;
8) – Корпус регулятора;
9) – Крышка;
10) – Рейка топливного насоса;
11) – Тяга;
12) – Серьга;
13) – Пружина регулятора;
14) – Рычаг;
15) – Пружина обогатителя;
16) – Регулировочный винт корректора;
17) – Пружина корректора;
18) – Промежуточный рычаг;
19) – Основной рычаг;
20) – Шток корректора;
21) – Упорный винт;
22) – Болт номинальных оборотов;
23) – Болт основного и промежуточного рычагов;
24) – Упорный шарикоподшипник;
25) – Муфта регулятора;
26) – Ролик;
27) – Ось ролика;
28) – Ось рычагов;
29) – Пробка сливного отверстия.
Через тягу (11) рейка насоса шарнирно соединена с промежуточным рычагом (18), качающимся на оси (28). На данном рычаге установлены ролик (26), корректор и шпилька для крепления пружины обогатителя. На оси (28) качается основной рычаг (19), связанный с промежуточным рычагом посредством болта (23). С помощью этого болта устанавливается максимальный угол между рычагами (18) и (19). Пружина (13) регулятора ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А одним концом соединена с рычагом (19), а другим (через серьгу (12)) с рычагом (14), закреплённым на рычаге (1) управления и поворачивающимся вместе с ним. С целью ограничения натяжения пружины (13) и угла поворота рычага (1) используется болт максимальных оборотов, ввёрнутый в прилив, который находится снаружи на корпусе регулятора. Обогащение при пуске происходит автоматически. При этом промежуточный рычаг поворачивается посредством цилиндрической пружины (15). Корректор подачи топлива включает в себя корпус, шток, цилиндрическую пружину (17) и регулировочный винт (16). Регулировка затяжки пружины корректора осуществляется с помощью винта (16), который стопорится шплинтом. Регулировка выступания штока из корпуса происходит с помощью прокладок.
Перед запуском двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А рычаг (1) перемещают до упора в болт, ввёрнутый в прилив, расположенный на корпусе регулятора. Вместе с ним повернётся рычаг (14) и натянет пружины (13) и (15). Основной рычаг (19) переместится до упора в головку болта (22), промежуточный рычаг (18) через тягу (11) подаст рейку топливного насоса в сторону увеличения подачи топлива. Так обеспечивается увеличение цикловой подачи топлива в процессе запуска.
При увеличении оборотов центробежная сила грузов за счёт преодоления силы натяжения пружины (15) передвинет муфту (25), которая повернёт промежуточный рычаг и переместит рейку в сторону уменьшения подачи топлива.
При достижении коленчатым валом максимальных холостых оборотов произойдёт уравновешивание центробежной силы грузов усилием натяжения пружины (13), а рейка насоса займёт положение, которое соответствует подаче топлива на данных оборотах. Оба рычага (основной и промежуточный) прижаты друг к другу, при этом основной рычаг отойдёт от головки болта (8) [рис. 2], шток (7) корректора будет утоплен, а пружина корректора сжата. С увеличением нагрузки снизятся обороты, уменьшится центробежная сила грузов, рычаги (5) и (6) повернутся и передвинут рейку в сторону увеличения подачи топлива. Рычаг (6) при этом перемещается до упора в головку болта (8) номинальных оборотов. Изменение нагрузки влечёт за собой нарушение равновесия между развиваемой грузами центробежной силой и усилием натяжения пружины. Рычаг (6) при снижении нагрузки отойдёт от головки болта и подача топлива уменьшится. С увеличением нагрузки рычаг (6) повернётся в противоположную сторону, а рейка насоса переместится в сторону увеличения подачи топлива.
Рис. 2. Схема работы регулятора ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Рычаг управления;
2) – Рейка топливного насоса;
3) – Пружина регулятора;
4) – Пружина обогатителя;
5) – Промежуточный рычаг;
6) – Основной рычаг;
7) – Шток корректора;
8) – Болт номинальных оборотов;
9) – Грузы.
Увеличение нагрузки (выше номинальной) приведёт к ещё большему снижению оборотов и соответствующему уменьшению центробежной силы грузов. Тогда рычаг (5) под действием пружины (вместе с рейкой насоса) переместится в сторону увеличения подачи топлива, за счёт чего обеспечится увеличение крутящего момента на валу двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
Для остановки двигателя рычаг (1) [рис. 1] устанавливается в крайнее переднее положение. Рычаг (14) через пружину (13) подаст к задней стенке регулятора основной рычаг (19), который посредством болта (13) потянет з собой рычаг (18) и переместит рейку насоса в сторону уменьшения подачи (до её полного выключения). Перемещение рейки топливного насоса в пределах, которые соответствуют подаче топлива при максимальных оборотах холостого хода до наибольшей подачи топлива при нагрузке, производится автоматически (при постоянном положении рычага (1)).
Если условия работы требуют более низкой скорости и мощности, то рычаг (1) устанавливается в промежуточное положение. Тогда уменьшится усилие натяжения пружины регулятора, а движение рейки начнётся и закончится при более низких оборотах. Обороты коленчатого вала двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А на промежуточных режимах изменяются автоматически от оборотов под нагрузкой до оборотов холостого хода, которые ниже холостых оборотов на номинальном режиме.
Трущиеся части муфты (25) смазываются маслом, которое стекает с промежуточного рычага и проходит через отверстие в торце муфты. Масло поступает к упорному шарикоподшипнику по продольным пазам во втулке муфты и отверстиям. Подвод масла к ступице грузов осуществляется через пазы на кулачковом валу.
Весь механизм регулятора ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А размещён в корпусе (8) и сверху закрыт крышкой (9). В корпусе насоса и регулятора имеется одна общая ванна. Масло в неё заливается через отверстие, которое закрывается пробкой (28) [рис. 3], до его появления в контрольном отверстии, расположенном на корпусе насоса. Для слива масла используется отверстие, закрываемое пробкой (29).
Рис. 3. Топливный насос (ТНВД) двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
А) – Топливоподводящий канал;
Б) – Вертикальное отверстие;
В) – Горизонтальное отверстие;
Г) – Впускное отверстие;
Д) – Отсечное отверстие;
Е) – Разгрузочный поясок;
1) – Шлицевая втулка;
2) – Установочный фланец;
3) – Ось ролика толкателя;
4) – Ролик толкателя;
5) – Корпус толкателя;
6) – Болт толкателя;
7) – Нижняя тарелка;
8) – Пружина плунжера;
9) – Верхняя тарелка;
10) – Поворотная гильза;
11) – Зубчатая рейка;
12) – Зубчатый венец;
13) – Пробка канала отвода топлива;
14) – Пробка топливоподводящего канала;
15) – Плунжер;
16) – Втулка плунжера;
17) – Седло нагнетательного клапана;
18) – Нагнетательный клапан;
19) – Пружина;
20) – Нажимной штуцер;
21) – Трубка к подкачивающему насосу;
22) – Крышка смотрового люка;
23) – Трубка от фильтра тонкой очистки к насосу;
24) – Пружина перепускного клапана;
25) – Перепускной клапан;
26) – Перепускной канал;
27) – Регулятор;
28) – Пробка маслозаливной горловины;
29) – Пробка сливного отверстия;
30) – Корпус насоса;
31) – Упорная шайба;
32) – Подкачивающий насос;
33) – Кулачковый вал;
34) – Шарикоподшипник;
35) – Сальник;
36) – Сливная трубка.