Эффективная мощность двигателя расходуется на преодоление сопротивлений различного характера, которые возникают в процессе работы трактора, вследствие чего мощностной баланс имеет вид уравнения:
Ne=Nтр+Nδ+Nf±Nj+Ni+Nпр+Nкр+Nв,
где Ne – эффективная мощность двигателя; Nтр, Nδ, Nf, Nj, Ni, Nпр – мощности, затраченные на трение в механизмах трансмиссии, на буксование ведущих органов, на качение машины, на изменение скорости движения в процессе разгона либо замедления, на преодоление подъёма либо спуска, на трение в приводе ВОМ; Nкр и Nв – полезные мощности (затраченные на тягу рабочих машин либо прицепов, вращение механизмов, получающих привод через ВОМ).
Общий коэффициент полезного действия трактора представляет собой отношение полезной мощности к мощности ДВС.
ηо=(Nкр+Nв)/Ne.
Тяговый коэффициент полезного действия основан на отношении мощности на крюке (Nкр) к мощности ДВС без учёта её затрат на привод ВОМ.
ηтяг=(Nкр)/Ne-( Nпр+Nв).
Если ВОМ не работает, то тяговый КПД равен общему:
ηтяг=ηо=Nкр/Ne.
Тяговый КПД также выражается как произведение коэффициентов полезного действия, которые учитывают потери на трение в механизмах трансмиссии (ηтр), на самопередвижение машины (ηf), на буксование ведущих колёс (ηо):
ηтяг=ηтрηf/ηδ.
Коэффициент полезного действия, который учитывает потери на трение в механизмах трансмиссии, рассчитывается по уравнению:
ηтр=Mвед/Mкiтр,
где Mвед – крутящий момент на ведущих колёсах, Mк – крутящий момент двигателя, iтр – передаточное число трансмиссии.
Коэффициент полезного действия с учётом буксования рассчитывается по выражению:
ηδ=1-δ,
где δ – буксование ведущих колёс.
Коэффициент полезного действия, который учитывает потери на перекатывание, рассчитывается таким образом:
ηf=Pкр/(Pкр+Pf)=Pкр/Pк.
Последние три КПД возможно получить не только экспериментальным, но и расчётным путём.
Тяговый КПД гусеничного трактора также рассчитывается по уравнению (ηтяг=ηтрηf/ηδ), при этом потери на трение в ведущей части гусеницы включаются в общие потери на качение.