Принцип работы системы охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М


* * *

После пуска пускового двигателя П-350, когда водяной насос (2) [рис. 1] ещё не включился в работу, осуществляется термосифонная циркуляция воды.

Схема охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 1. Схема охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Шестерня привода водяного насоса;

2) – Водяной насос;

3) – Шкив коленчатого вала;

4) – Сливной кран;

5) – Пробка сливного крана;

6) – Нижний коллектор водяного радиатора;

7) – Вентилятор;

8) – Щиток;

9) – Сердцевина водяного радиатора;

10) – Шторка;

11) – Масляные радиаторы;

12) – Кронштейн вентилятора;

13) – Ролик натяжения ремней;

14) – Кронштейн ролика;

15) – Кронштейн регулировочного винта;

16) – Механизм натяжения ремней;

17) – Регулировочный винт;

18) – Ось кронштейна;

19) – Крестовина вентилятора;

20) – Крышка шкива вентилятора;

21) – Упорная шайба;

22) – Передний шарикоподшипник оси вентилятора;

23) – Ось вентилятора;

24) – Проставка;

25) – Шкив вентилятора;

26) – Втулка;

27) – Ремень;

28) – Сальник;

29) – Перепускная трубка;

30) – Крышка заливной горловины водяного радиатора с паровоздушным клапаном;

31) – Паровой клапан;

32) – Воздушный клапан;

33) – Направляющая тросика управления шторкой;

34) – Верхний коллектор водяного радиатора;

35) – Соединительный рукав;

36) – Крышка водоотводной трубы;

37) – Термостаты;

38) – Головка цилиндров;

39) – Полость водяной рубашки охлаждения головки цилиндров;

40) – Полость водяной рубашки охлаждения цилиндров двигателя;

41) – Водоотводная труба;

42) – Дефлекторы;

43) – Патрубок подвода воды в рубашку блока цилиндров;

44) – Патрубок подвода воды к блоку цилиндров пускового двигателя;

45) – Термометр;

46) –Датчик температуры воды;

47) – Патрубок отвода воды из полостей головок цилиндров пускового двигателя;

48) – Блок дизеля;

49) – Крышки водораспределительного канала;

50) – Сливной кран водяной рубашки блока цилиндров.

Вода, нагретая в водяной рубашке пускового двигателя, поднимается. По отводящей трубе (47) вода попадает в водяные рубашки головок дизеля Д-160 трактора Т-130М, а также в водоотводную трубу, сообщающуюся с ними. При закрытых клапанах термостатов (37) по перепускной трубе (29) вода попадает во всасывающую полость водяного насоса, откуда холодная вода подаётся в рубашку пускового двигателя на место поднявшейся нагретой воды по патрубкам (43) и (44).

Значит, во время работы пускового двигателя П-350 происходит циркуляция воды по короткому пути – из водяной рубашки пускового двигателя в рубашку дизеля, прогревая головки и цилиндры дизеля для того, чтобы облегчить его запуск.

Когда пусковой двигатель запущен, крыльчатка водяного насоса приводится во вращение. Она забирает воду через перепускную трубу из водоотводной трубы (41), а затем подаёт её в переходной патрубок, откуда часть воды (через водораспределительную камеру) попадает в водяную рубашку блока (48) и в головку цилиндров (38), а другая часть воды идёт в водяную рубашку пускового двигателя и направляется в головку цилиндров (через отводящий трубопровод).

Клапаны термостатов (37) закрыты, то есть прижаты к седлу фланца при температуре охлаждающей воды в системе ниже 343 градуса Кельвина (70 градусов Цельсия). При этом через перепускную трубу вода попадает в насос из водоотводной трубы (41). Из-за этого происходит быстрое нагревание воды в рубашках блока и головок. С повышением температуры окружающей термостаты воды происходит испарение смеси внутри сильфона, возрастание давления её паров. Сильфон растягивается и постепенно поднимает (открывает) клапан. В образовавшийся проход между клапаном и седлом вода попадает в радиатор, где происходит её охлаждение. Насос (2) забирает воду из радиатора, и она снова подаётся в водяные рубашки дизеля и пускового двигателя. При повышении температуры воды клапан термостата поднимается. Своего максимального значения он достигает при температуре воды 358 градусов Кельвина (85 градусов Цельсия) – вся вода проходит через радиатор по большому кругу циркуляции.

Понижение температуры воды влечёт уменьшение давления паров наполнителя в сильфоне. Клапан термостата приоткрывается и уменьшает циркуляцию воды через радиатор. Это вызовет быстрое нагревание воды в рубашке блока и головке. Далее действие термостата повторяется. Так происходит регулирование в определённом интервале теплового режима двигателя Д-160 трактора Т-130М.

13*

Яндекс.Метрика