После пуска пускового двигателя П-350, когда водяной насос (2) [рис. 1] ещё не включился в работу, осуществляется термосифонная циркуляция воды.
Рис. 1. Схема охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Шестерня привода водяного насоса;
2) – Водяной насос;
3) – Шкив коленчатого вала;
4) – Сливной кран;
5) – Пробка сливного крана;
6) – Нижний коллектор водяного радиатора;
7) – Вентилятор;
8) – Щиток;
9) – Сердцевина водяного радиатора;
10) – Шторка;
11) – Масляные радиаторы;
12) – Кронштейн вентилятора;
13) – Ролик натяжения ремней;
14) – Кронштейн ролика;
15) – Кронштейн регулировочного винта;
16) – Механизм натяжения ремней;
17) – Регулировочный винт;
18) – Ось кронштейна;
19) – Крестовина вентилятора;
20) – Крышка шкива вентилятора;
21) – Упорная шайба;
22) – Передний шарикоподшипник оси вентилятора;
23) – Ось вентилятора;
24) – Проставка;
25) – Шкив вентилятора;
26) – Втулка;
27) – Ремень;
28) – Сальник;
29) – Перепускная трубка;
30) – Крышка заливной горловины водяного радиатора с паровоздушным клапаном;
31) – Паровой клапан;
32) – Воздушный клапан;
33) – Направляющая тросика управления шторкой;
34) – Верхний коллектор водяного радиатора;
35) – Соединительный рукав;
36) – Крышка водоотводной трубы;
37) – Термостаты;
38) – Головка цилиндров;
39) – Полость водяной рубашки охлаждения головки цилиндров;
40) – Полость водяной рубашки охлаждения цилиндров двигателя;
41) – Водоотводная труба;
42) – Дефлекторы;
43) – Патрубок подвода воды в рубашку блока цилиндров;
44) – Патрубок подвода воды к блоку цилиндров пускового двигателя;
45) – Термометр;
46) –Датчик температуры воды;
47) – Патрубок отвода воды из полостей головок цилиндров пускового двигателя;
48) – Блок дизеля;
49) – Крышки водораспределительного канала;
50) – Сливной кран водяной рубашки блока цилиндров.
Вода, нагретая в водяной рубашке пускового двигателя, поднимается. По отводящей трубе (47) вода попадает в водяные рубашки головок дизеля Д-160 трактора Т-130М, а также в водоотводную трубу, сообщающуюся с ними. При закрытых клапанах термостатов (37) по перепускной трубе (29) вода попадает во всасывающую полость водяного насоса, откуда холодная вода подаётся в рубашку пускового двигателя на место поднявшейся нагретой воды по патрубкам (43) и (44).
Значит, во время работы пускового двигателя П-350 происходит циркуляция воды по короткому пути – из водяной рубашки пускового двигателя в рубашку дизеля, прогревая головки и цилиндры дизеля для того, чтобы облегчить его запуск.
Когда пусковой двигатель запущен, крыльчатка водяного насоса приводится во вращение. Она забирает воду через перепускную трубу из водоотводной трубы (41), а затем подаёт её в переходной патрубок, откуда часть воды (через водораспределительную камеру) попадает в водяную рубашку блока (48) и в головку цилиндров (38), а другая часть воды идёт в водяную рубашку пускового двигателя и направляется в головку цилиндров (через отводящий трубопровод).
Клапаны термостатов (37) закрыты, то есть прижаты к седлу фланца при температуре охлаждающей воды в системе ниже 343 градуса Кельвина (70 градусов Цельсия). При этом через перепускную трубу вода попадает в насос из водоотводной трубы (41). Из-за этого происходит быстрое нагревание воды в рубашках блока и головок. С повышением температуры окружающей термостаты воды происходит испарение смеси внутри сильфона, возрастание давления её паров. Сильфон растягивается и постепенно поднимает (открывает) клапан. В образовавшийся проход между клапаном и седлом вода попадает в радиатор, где происходит её охлаждение. Насос (2) забирает воду из радиатора, и она снова подаётся в водяные рубашки дизеля и пускового двигателя. При повышении температуры воды клапан термостата поднимается. Своего максимального значения он достигает при температуре воды 358 градусов Кельвина (85 градусов Цельсия) – вся вода проходит через радиатор по большому кругу циркуляции.
Понижение температуры воды влечёт уменьшение давления паров наполнителя в сильфоне. Клапан термостата приоткрывается и уменьшает циркуляцию воды через радиатор. Это вызовет быстрое нагревание воды в рубашке блока и головке. Далее действие термостата повторяется. Так происходит регулирование в определённом интервале теплового режима двигателя Д-160 трактора Т-130М.