Вентилятор системы охлаждения двигателя Д-160 создаёт воздушный поток, который обдувает сердцевину радиатора. Вентилятор включает в себя стальной кронштейн (10) [рис. 1] с приваренной к нему осью, трёхручьёвый чугунный шкив (6), двойную штампованную крестовину (1) с шестью лопастями, приклёпанными к ней, а также натяжное устройство. Пара ручьёв шкива служат для установки ремней привода вентилятора, а третий ручей – для установки ремня привода генератора переменного тока.
Рис. 1. Вентилятор системы охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Крестовина вентилятора;
2) – Проставка;
3) – Шарикоподшипник;
4) – Крышка;
5) – Упорная шайба;
6) – Шкив вентилятора;
7) – Пружинное кольцо;
8) – Дистанционная втулка;
9) – Самоподжимной уплотнительный сальник;
10) – Кронштейн вентилятора с осью;
11) – Маслёнка для смазывания шарикоподшипников;
12) – Маслёнка для смазывания шейки передней опоры двигателя.
Шкив вентилятора вращается на паре шарикоподшипников (3) оси, между которыми расположена дистанционная втулка (8). На оси шкив закреплён посредством упорной шайбы (5) и болтами. От продольного перемещения его удерживают наружная обойма шарикоподшипника (3), пружинное кольцо (7) и крышка (4), которая прикреплена к шкиву посредством болтов. Ввёрнутая в ось шкива маслёнка (11) используется для смазывания подшипников. Установленный снаружи самоподжимной сальник (9) предназначен для предотвращения вытекания масла из правого подшипника, а также попадания в него грязи. Крестовина вентилятора (в сборе с лопастями) и шкив прошли статическую балансировку. Вентилятор системы охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М прикреплён к кожуху шестерён распределения.
Регулировка натяжения ремней осуществляется натяжным роликом (2) [рис. 2] путём вращения винта (9), ввёрнутого в ось головки одного из двуплечих рычагов. Для стопорения регулировочного винта используется контргайка. Двуплечий рычаг установлен (шарнирно) на ось кронштейна, который, в свою очередь, прикреплён к верхней стенке кожуха распределительных шестерён посредством болтов. Натяжной ролик расположен на оси длинного плеча рычага (на паре шарикоподшипников). Натяжение ремня (8) генератора осуществляется путём поворота генератора с предварительным отпусканием болта (6) крепления планки (7).
Рис. 2. Регулировка натяжения ремней вентилятора и генератора трактора Т-130М.
1) – Ремень вентилятора;
2) – Ролик натяжения ремней;
3) – Вентилятор;
4) – Кронштейн генератора;
5) – Генератор;
6) – Болт крепления планки;
7) – Планка;
8) – Ремень генератора;
9) – Регулировочный винт;
10) – Кронштейн;
11) – Шкив вентилятора;
12) – Шкив коленчатого вала.
Штуцер с трубкой ввёрнут в ось ролика. Верхний конец данной трубки подходит к маслёнке, через которую осуществляется нагнетание смазки для подшипников натяжного ролика.