Воздушная система охлаждения используется на отечественных дизельных двигателях (Д-21, Д-37Е, Д-144), а также на пусковом двигателе ПД-8. В состав воздушной системы охлаждения дизельного двигателя Д-144 (Д-37Е) [рис. 1, в)] входит вентилятор, который состоит из ротора (9) и направляющего аппарата (10), кожух (2) и щитки дефлекторов (4, 7, 8), направляющих воздушный поток. Дефлекторы повышают равномерность охлаждения нагретых деталей. С целью увеличения поверхности охлаждения головки и цилиндры изготавливаются с рёбрами.
Рис. 1. Принципиальные схемы систем охлаждения двигателей.
а) – Жидкостная термосифонная система охлаждения;
б) – Жидкостная принудительная система охлаждения:
1) – Сердцевина радиатора;
2) – Вентилятор;
3) – Шторка;
4) – Верхний бак радиатора;
5) – Крышка наливной горловины;
6) – Пароотводная трубка;
7) – Верхний патрубок;
8) – Рубашка головки цилиндров;
9) – Рубашка блок-картера;
10) – Нижний патрубок;
11) – Нижний бак радиатора;
12) – Пробка сливного отверстия;
13) – Паровоздушный клапан;
14) – Термостат;
15) – Термометр;
16) – Водораспределительный канал;
17) – Центробежный насос;
18) – Водоотводная трубка;
в) – Воздушная система охлаждения:
1) – Масляный радиатор;
2) – Кожух;
3) – Замок;
4) – Задний дефлектор;
5) – Цилиндр;
6) – Шпилька крепления среднего дефлектора;
7) – Средний дефлектор;
8) – Передний дефлектор;
9) – Ротор;
10) – Направляющий аппарат;
11) – Защитная сетка.
Привод вентилятора во вращение осуществляется посредством клиноремённой передачи от коленчатого вала. Ротор центробежного вентилятора у пускового двигателя ПД-8 закреплён на маховике двигателя.