При пуске двигателя тяговое реле стартера СТ103 через рычаг (8) [рис. 1, а)] и стакан (9) перемещает по резьбе вала ведущую гайку с шестернёй (14) до упорного кольца (12). При этом шестерня входит в зацепление с венцом маховика. В конце хода сердечник тягового реле включает электрическую цепь стартера. Ток течёт в следующем направлении: клемма тягового реле – пара щёток, соединённых с клеммой, — обмотка якоря – вторая пара щёток – две параллельные ветви обмоток возбуждения – «масса» стартера. Вал стартера СТ103 вращает маховик, обеспечивая пуск двигателя. Вместе с валом из-за трения начинает вращаться втулка (17) стакана (9), который, перемещаясь винтовым пазом по пальцу рычага (8), отводится в исходное положение. Освобождается место для возврата шестерни (14). После пуска двигателя венец маховика вращает шестерню (14) с большей частотой, чем вал стартера. Шестерня с ведущей гайкой, перемещаясь по резьбе вала, выходит из зацепления с венцом маховика. Буферная пружина (16) смягчает удар шестерни о стакан.
Рис. 1. Стартер СТ103.
А) – Общий вид стартера;
Б) – Электрическая схема стартера;
1) – Коллектор;
2) – Подшипники скольжения;
3) – Щётки;
4) – Якорь;
5) – Бандаж;
6) – Якорь реле;
7) – Регулировочный винт якоря;
8) – Рычаг;
9) – Стакан;
10) – Передняя крышка;
11) – Вал;
12) – Маслёнка;
13) – Упорное кольцо;
14) – Шестерня;
15) – Ведущая гайка;
16) – Буферная пружины;
17) – Втулка;
18) – Паз;
19) – Опора среднего подшипника;
20) – Корпус;
21) – Обмотка возбуждения;
22) – Пружина щёткодержателя;
23) – Задняя крышка.