Главная передача и дифференциал трактора Т-40 и Т-40А


* * *

Главная передача, дифференциал, а также механизм блокировки дифференциала расположены в задней (правой) части корпуса трансмиссии трактора Т-40 и Т-40А.

Главная передача трактора Т-40 и Т-40А состоит из пары цилиндрических шестерён с прямым зубом, которые находятся в постоянном зацеплении.

Ведущая шестерня главной передачи вместе с шестернёй третьей передачи составляет блок шестерён, жёстко закреплённый на шлицах вторичного вала коробки передач.

Ведомая шестерня (1) [рис. 1] находится в постоянном зацеплении с ведущей (передаточное отношение – 3,47), и представляет собой зубчатый венец, который напрессован на ступицу (3) дифференциала.

Дифференциал трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Дифференциал трактора Т-40 и Т-40А.

1) – Ведомая шестерня главной передачи;

2) – Заклёпка;

3) – Ступица дифференциала;

4) – Стакан подшипника;

5) – Роликоподшипник;

6) – Ось сателлитов;

7) – Шестерня полуоси;

8) – Сателлит;

9) – Штифт;

10) – Регулировочная шайба;

11) – Стакан подшипника;

12) – Крышка дифференциала;

13) – Втулка;

14) – Установочные прокладки;

15) – Болт.

Зубчатый венец дополнительно укреплён на ступице посредством четырёх заклёпок (2).

Дифференциал трактора Т-40 (Т-40А) двухсателлитный, конический, состоит в основном из ступицы (3), крышки (12) и размещённых внутри сателлитов (8) на оси (6) и конических шестерён (7).

Пара роликоподшипников (5) являются опорами дифференциала.

Подшипники устанавливаются в стаканы (4) и (11), один из которых крепится к перегородке, а другой к стенке корпуса трансмиссии.

Под фланец стакана (11) в процессе сборки устанавливаются прокладки, необходимые для регулировки зазора между упорным буртом стакана и подшипником.

Конические шестерни – сателлиты (8) свободно вращаются на общей оси (6), которая установлена в ступице (3)  и закреплена штифтом (9). Лыски на оси (6) сателлитов обеспечивают подведение смазки к трущимся поверхностям. Между ступицей и опорными сферическими поверхностями сателлитов устанавливаются латунные шайбы (10), предназначенные для регулировки зазора в зацеплении конических шестерён.

Конические шестерни (7), ведомые сателлитами (8), вращаются в расточках ступицы (3) и крышки (12) дифференциала. Втулка (13) и ступица дифференциала выполнены из чугуна, что позволяет снизить трение при вращении шестерён (7). Полуоси конечных передач входят в шлицевые отверстия хвостовиков шестерён (7).

В процессе движения трактора Т-40 (Т-40А) по прямой ровной дороге угловая скорость ведущих колёс одинакова. Шестерни (7) и ступица дифференциала вращаются с одним числом оборотов (как единое целое). При этом сателлиты (8) неподвижно сидят на оси (6).

При повороте трактора угловая скорость (обороты) внутреннего ведущего колеса меньше оборотов внешнего. Связанная посредством полуоси с внутренним колесом шестерня (7) отстаёт во вращении от оборотов ступицы дифференциала.

Сателлиты при этом, вращаясь вместе со ступицей дифференциала, упираются зубьями в зубья шестерни полуоси, замедлившей обороты, поворачиваются на оси (6) и, путём воздействия на шестерню (7), которая связана с внешним колесом, заставляют её обгонять во вращении ступицу дифференциала. Угловая скорость внешнего колеса увеличивается настолько, насколько уменьшится угловая скорость внутреннего колеса. Следовательно, дифференциал осуществляет автоматическую установку разницы в угловой скорости ведущих колёс в зависимости от величины радиуса поворота трактора. Это одинаково относится и к движению трактора по неровному полю, когда ведущие колёса имеют различное сцепление с почвой и вращаются с неодинаковыми оборотами.

При передаче вращения на ведущие колёса, дифференциал поровну распределяет между полуосями крутящий момент. Если одно из ведущих колёс, попав на почву с меньшим коэффициентом сцепления, начинает пробуксовывать, то его крутящий момент снижается. При этом и на втором колеса (независимо от коэффициента сцепления его с почвой) будет момент, равный моменту на буксующем колесе. Возможно и такое, что данного момента не хватит, чтобы трактор смог тронуться с места.

В подобных случаях требуется заблокировать дифференциал, тем самым превратив полуоси трактора в одну жёсткую ось, которая связывает ведущие колёса трактора.

Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40 и Т40А. На шлицевом хвостовике правой полуоси (14) [рис. 2] смонтирована муфта (12). По шлицам полуоси её перемещают сухари (16), которые входят в кольцевую канавку муфты. Сухари сидят в поворотной вилке (13), установленной на оси (15) в стакане подшипника. Вилка через поводковый палец (11) соединяется со штоком (8), перемещающимся в направляющей втулке (9).

Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 2. Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40 и Т-40А.

А) – Механизм блокировки дифференциала включён;

Б) – Механизм блокировки дифференциала выключен;

1) – Крышка;

2) – Ось педали;

3) – Установочный болт;

4) – Педаль блокировки;

5) – Болт;

6) – Гайка;

7) – Рычаг штока;

8) – Шток;

9) – Направляющая втулка штока;

10) – Пружина;

11) – Палец вилки;

12) – Муфта;

13) – Вилка блокировки дифференциала;

14) – Правая полуось;

15) – Ось качания вилки;

16) – Сухарь;

17) – Дифференциал.

Рычаг (7), сидящий на оси (2), входит в паз на верхней части штока. Ось установлена в расточках крышки (1). Болт (3) удерживает её от осевого перемещения. К выступающему из крышки концу оси приварена педаль (4) управления механизмом блокировки дифференциала. Пружина (10), установленная на штоке, постоянно держит его в крайнем нижнем положении, которое соответствует выключенной блокировке.

В случае необходимости тракторист нажимает ногой на педаль (4). Рычаг (7) при этом перемещает шток (8) вверх. Шток действует на вилку (13), которая сухарями (16) передвигает муфту (12) блокировки дифференциала по правой полуоси и вводит её в шлицевое отверстие крышки дифференциала. Муфта (12) соединяет правую коническую шестерню со ступицей, а так как правая и левая конические шестерни связаны посредством сателлитов, то правая и левая полуоси станут вращаться с одинаковым числом оборотов, которое равно числу оборотов ступицы дифференциала.

Блокировка выключается автоматически, так как после снятия усилия с педали (4) пружина (10) возвратит в исходное положение муфту блокировки.

Величина хода муфты (12) регулируется посредством ввёрнутого в педаль (4) болта (5).

Путём ввёртывания либо вывёртывания болта изменяется не только ход педали, но и муфты. Болт контрится гайкой (6).

Главная передача, дифференциал, а также механизм его блокировки смазываются маслом, которое разбрызгивается в полости корпуса трансмиссии. В полость ступицы дифференциала масло попадает из масляной ванны через окна ступицы. Торцы конических шестерён смазываются через отверстия во впадинах зубьев. На трущиеся поверхности хвостовиков шестерён масло попадает по винтовым канавкам в расточках ступицы и крышке дифференциала.

Техническое обслуживание главной передачи и дифференциала трактора Т-40 и Т-40А. В процессе эксплуатации трактора главная передача, дифференциал, а также механизм блокировки дифференциала не нуждаются в особом уходе. Данные узлы находятся в одном корпусе с коробкой передач, поэтому они промываются через каждые 960 мото/ч работы трактора (во время проведения технического обслуживания коробки передач).

В процессе эксплуатации не регулируются зазоры в зацеплении конических шестерён дифференциала.

При замене конических шестерён боковой зазор между зубьями должен составлять 0,15-0,5 мм, он регулируется посредством латунных сферических шайб (10) [рис. 1]. Выбрасывать шайбы запрещено, так как они выполняют не только регулировочные функции, но и уменьшают трение, которое возникает на сферических поверхностях в процессе вращения сателлитов.

Регулировка механизма блокировки дифференциала производится только в случае замены вышедших из строя деталей в следующей последовательности.

Сначала необходимо завернуть регулировочный болт (5) [рис. 2] в педаль (4). Далее, путём нажатия на педаль, ввести в зацепление муфту (12) блокировки. В таком положении вывернуть регулировочный болт до упора его головки в крышку трансмиссии, после чего отпустить педаль и законтрить болт гайкой (6).

При езде на тракторе Т-40 и Т-40А блокировку следует включать только для преодоления препятствий при увеличенном буксовании одного из ведущих колёс. Запрещён поворот трактора при включённой блокировке, так как при этом велика вероятность поломки деталей трансмиссии.

С целью предотвращения сколов, а также повышенного износа на торцах зубьев муфты блокировки и крышки дифференциала запрещено включение блокировки дифференциала во время движения трактора.

1*

Яндекс.Метрика