Гусеничный движитель используется на рисоуборочных комбайнах «Енисей-1200Р» и СКГД-6 «Колос», а также на модификации СКП-5А «Нива», предназначенной для Нечернозёмной зоны.
Рисоуборочные модификации относятся к полногусеничным машинам. Гусеничный ход на комбайне СКП-5А «Нива» устанавливается на ведущем мосту вместо пневматических колёс. При этом управляемый мост остаётся без изменений.
В конструкции ходовой части комбайна «Енисей-1200Р» объединены: гусеничная тележка, на раме которой закреплён ведущий мост, передние и задние каретки, натяжные устройства гусениц, а также механизмы системы управления машиной.
Остов рамы образован тремя трубчатыми поперечными балками, сваренными с продольными балками швеллерного сечения. Ведущий мост прикреплён к задним фланцам продольных балок.
Натяжной подпружиненный механизм, установленный на раме, предназначен для направления гусениц и их натяжения, а также для смягчения толчков при работе комбайна.
Направители, размещённые на рамах кареток по два с каждой стороны, удерживают от спадания гусеницы. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживает свободно вращающийся каток.
Гидроцилиндры управления фрикционами и остановочными тормозами устанавливаются на раме.
Конструкция ведущего моста включает в себя кожух, коробку передач, главную передачу, бортовые фрикционы и конечные передачи с ведущими звёздочками.
Бортовые фрикционы – это многодисковые муфты. Пакет фрикциона объединяет одиннадцать ведущих и десять ведомых стальных дисков, между которыми располагаются металлокерамические диски. Толщина пакета составляет 62,4+1,6-0,6 мм. Ведущие диски надеваются на наружные шлицы барабана, неподвижно посаженного на полуось. Ведомые диски надеты на внутренние шлицы ведомого барабана, закреплённого на шлицевом хвостовике ведущего зубчатого колеса конечной передачи. Фланец, в который упирается пакет дисков, закреплён к ведущему барабану посредством болтов.
Диски фрикциона под усилием пружин через стяжные болты, ввёрнутые в отжимной диск, прижаты друг к другу и могут передавать крутящий момент от полуоси к ведущей шестерне конечной передачи.
При выключении фрикциона хомут под воздействием выжимного рычага, связанного с гидроцилиндром управления через систему тяг и рычагов, поворачивается вокруг шаровой головки (упирающейся в стенку цилиндрического гнезда в крышке корпуса фрикциона) и передвигает в осевом направлении корпус отжимного подшипника. Упорная шайба, воздействуя на отжимной диск, сжимает пружины. Болты, передвигаясь вместе с отжимным и нажимным дисками, разгружают пакет. Диски начинают пробуксовывать. Передача крутящего момента на ведущую звёздочку прекращается.
Рис. 1. Гусеничный ход комбайна «Енисей-1200Р».
1) – Гусеница;
2) – Направляющее колесо;
3) – Натяжной механизм гусеницы;
4) – Передняя каретка;
5) – Направитель гусеничной цепи;
6) – Ось передней каретки;
7) – Поддерживающий каток;
8) – Ось задней каретки;
9) – Задняя каретка;
10) – Опорный каток;
11) – Звёздочка привода гусеницы.
Рис. 2. Конечная передача.
11) – Звёздочка привода гусеницы;
12) – Ведомое зубчатое колесо;
13) – Кожух конечной передачи;
14) – Вал звёздочки;
15) – Ведущее зубчатое колесо;
16) – Корпус конечной передачи;
17) – Нажимной диск фрикциона;
18) – Отжимной диск фрикциона;
19) – Хомут;
20) – Отжимной подшипник;
21) – Правая полуось;
22) – Выжимной рычаг;
23) – Ведущий барабан фрикциона;
24) – Тормозная лента остановочного тормоза;
25) – Ведомый барабан фрикциона.
Рис. 3. Задняя каретка.
1) – Ось;
2) – Траверса;
3) – Малая пружина каретки;
4) – Большая пружина каретки;
5) – Хомут;
6) – Подушка;
7) – Стакан;
8) – Рама задней каретки;
9) – Каток;
10) – Направитель гусеничной цепи;
11) – Клин;
12) – Ось.
Рис. 4. Опорный каток.
13) – Пружина уплотнения;
14) – Малое уплотнительное кольцо;
15) – Обод катка;
16) – Резиновое кольцо;
17) – Кронштейн;
18) – Чехол уплотнения;
19) – Регулировочные прокладки;
20) – Пыльник;
21) – Стопорная пластина;
22) – Ось катка;
23) – Кронштейн;
24) – Резиновая прокладка;
25) – Штифт;
26) – Резьбовая пробка;
27) – Чехол уплотнения.
Натяжное устройство гусеницы.
Конструкция натяжного устройства гусеницы включает в себя: направляющее колесо (38), которое вращается на двух конических роликоподшипниках, размещённых на неподвижной оси (48); вилку (34); пружины (30), (31); упорный стакан (28), направляющий кронштейн (53); стяжной болт (29); регулировочные гайки (32), (33).
Рис. 5. Натяжное устройство гусеницы.
28) – Упорный стакан;
29) – Стяжной болт;
30) – Пружина;
31) – Пружина;
32) – Регулировочная гайка натяжения пружин;
33) – Регулировочная гайка натяжения гусеницы;
34) – Вилка;
35) – Поджимной болт;
36) – Опора;
37) – Опора;
38) – Направляющее колесо;
53) – Направляющий кронштейн;
54) – Направляющая шайба;
55) – Пружина.
Рис. 6. Натяжное колесо.
39) – Уплотнительное резиновое кольцо;
40) – Пыльник;
41) – Швеллер;
42) – Пружина;
43) – Лабиринтное кольцо;
44) – Уплотнительные и регулировочные прокладки;
45) – Уплотнительное стальное кольцо;
46) – Штифт;
47) – Швеллер;
48) – Ось;
49) – Пробка;
50) – Прокладка;
51) – Чехол;
52) – Уплотнительное стальное кольцо.