Катушка зажигания [рис. 1] представляет собой повышающий автотрансформатор с разомкнутой магнитной цепью. Катушка зажигания включает в себя сердечник (8), набранный из пластин электротехнической стали с окалиной на поверхности (снижает вихревые токи Фуко). На сердечник надета изолирующая втулка (выполнена из электрокартона) со вторичной обмоткой (5), которая состоит из 17400-26500 витков проволоки (диаметр 0,07-0,09 мм). Первичная обмотка (6) катушки зажигания состоит из 270-300 витков провода (диаметр 0,72-0,86 мм) и намотана вручную, с целью облегчения передачи корпусу тепла. Слои первичной и вторичной обмоток изолированы кабельной и конденсаторной бумагой соответственно. Внутри корпуса катушки размещён кольцевой магнитопровод (10), выполненный из листов электротехнической стали. Карболитовая крышка (2) и фарфоровый изолятор (7) предотвращают возможность разряда тока высокого напряжения между корпусом и сердечником катушки зажигания. Один конец первичной обмотки соединён с клеммой (ВК), другой – с клеммой (4) и через неё с прерывателем и началом вторичной обмотки. Конец вторичной обмотки выведен через пластину (14) и пружину (3) к латунной вставке (16) и клемме (1) высокого напряжения. Автотрансформаторная связь обмоток облегчает производство катушек и несколько увеличивает вторичное напряжение за счёт ЭДС (электродвижущая сила) самоиндукции первичной обмотки.
Рис. 1. Катушка зажигания.
1) – Клемма высокого напряжения;
2) – Крышка;
3) – Контактная пружина;
4) и (ВК) – Выводы (зажимы) первичной обмотки;
5) – Вторичная обмотка;
6) – Первичная обмотка;
7) – Изолятор;
8) – Сердечник;
9) – Кожух;
10) – Наружный магнитопровод;
11) – Добавочный резистор;
12) – Изолятор добавочного резистора;
13) – Изолирующий наполнитель;
14) – Контактная пластина высокого напряжения;
15) – Выводы дополнительного резистора;
16) – Латунная вставка;
17) – (ВК-Б) – низковольтный зажим.
Катушки зажигания различных типов между собой различаются обмоточными данными, а также сопротивлением добавочного резистора (1,00-1,85 Ом). Добавочный резистор (11) в керамическом изоляторе (12) часто крепится в катушке и соединяется с клеммами (ВКБ) и (ВК) посредством шин (15). Внутреннее пространство основной массы катушек зажигания (Б13, Б115, Б117 и прочих) заполнено трансформаторным маслом, которое улучшает изоляцию обмоток, а также отвод от них тепла.