Масляный насос НШ-32У трактора Т-40 и Т-40А


* * *

Масляный насос НШ-32У, установленный на тракторе Т-40 (Т-40А) используется для приведения в действие углов гидросистемы. Рабочий элемент насоса – пара шестерён. Ведущая шестерня (1) [рис. 1] получает привод от двигателя, а шестерня (10), является ведомой. Шестерни вращаются с небольшим зазором во втулках (7), изготовленных из бронзы. Данные втулки установлены в расточках алюминиевого корпуса (8).

Масляный насос НШ-32У трактора Т-40 (Т-40А)

Рис. 1. Масляный насос НШ-32У трактора Т-40 (Т-40А).

Б) – Полость;

В) – Полость;

Г) – Сверление;

1) – Ведущая шестерня;

2) – Упорное кольцо;

3) – Стопорное кольцо;

4) – Каркасный сальник;

5) – Крышка насоса;

6) – Резиновое уплотнение;

7) – Втулка;

8) – Корпус;

9) – Специальное уплотнение;

10) – Ведомая шестерня;

11) – Болт.

В процессе вращения шестерни перемещают объёмы масла, заключённые в объёме, который с одной стороны ограничен контуром впадины зуба, а с другой – окружностью расточки корпуса, к нагнетательной полости. В полости поступающим маслом создаётся высокое давление. Находящиеся в зацеплении зубья закрывают маслу обратный выход во всасывающую полость, поэтому у него остаётся единственный путь – в нагнетательную магистраль. При этом некоторая часть масла просачивается через различные зазоры: между наружным диаметром шестерён и корпусом, между зацепляющимися зубьями, по торцовым плоскостям шестерён.

Чтобы снизить данные потери расточки корпуса, боковые поверхности зубьев, торцы и наружные диаметры шестерён подвергаются точной обработке. С целью компенсации износов торцовых поверхностей, а также выборки зазоров бронзовые втулки (7) имеют свободную посадку в корпусе и могут перемещаться в осевом направлении, а полость (В) между торцами втулок и крышкой корпуса насоса соединена с нагнетательной полостью посредством канала.

Масло под высоким давлением подаётся в полость (В) и плотно прижимает втулки к торцам шестерён, тем самым автоматически выбирая зазор, а также компенсируя  износ. Площадь втулок подбирается с расчётом, чтобы давлением масла не создавалось чрезмерное прижатие.

Для предотвращения перекашивания втулок вследствие неравномерного распределения давления часть их площади, которая расположена напротив зоны всасывания (где со стороны шестерни отсутствует давление масла), изолирована посредством фигурного вкладыша и специального уплотнителя (9).

Проникающее через зазоры между цапфами и втулками шестерён в полости (Б) корпуса масло отводится во всасывающие каналы. Просочившееся со стороны хвостовика ведущей шестерни масло попадает туда же через расположенное в крышке насоса сверление (Г), а также канал, идущий вдоль ведомой шестерни (10).

Расположенные в месте соприкосновения втулок плоские лыски служат для защиты первых от проворота в корпусе. Для того чтобы выбрать между данными плоскостями зазор необходимо слегка развернуть одну втулку относительно другой.

Каркасный сальник (4) установлен в расточке крышки насоса, в месте выхода шлицевого хвостовика ведущей шестерни.

Упорное кольцо (2) вместе со стопорным пружинным кольцом (3) используются для предупреждения выворачивания манжеты и выпрессовки сальника под воздействием избыточного давления.

1*

Яндекс.Метрика