ЭДС в процессе разряда аккумулятора определяется на преодоление внутреннего сопротивления, а также сопротивления потребителей на внешнем участке цепи. Потеря на внутреннем участке цепи именуется внутренним падением напряжения (Ipr), а та часть ЭДС, которая приложена к внешнему участку цепи, — напряжением разряда (Up). Напряжение аккумулятора в процессе разряда меньше ЭДС разряда на величину внутреннего падения напряжения
Up=Ep-Ipr=IR
* где r – внутреннее сопротивление аккумулятора (Ом); Ip – ток разряда (А); R – сопротивление внешнего участка цепи (Ом).
Из приведённых зависимостей видно, что напряжение на клеммах аккумулятора в основном зависит от значений разрядного и зарядного токов и внутреннего сопротивления. Внутреннее сопротивление зависит от размеров и конструкции аккумулятора. По напряжению, замеренному при определённом разрядном токе, можно судить о степени разряженности аккумулятора. Напряжение замеряется нагрузочной вилкой либо аккумуляторными пробниками Э 107 и Э 108 [рис. 1].
Рис. 1. Приборы для проверки степени заряженности аккумуляторов и уровня электролита.
А) – Измерение плотности электролита;
Б) – Измерение напряжения нагрузочной вилкой ЛЭ-2;
1) – Денсиметр с пипеткой;
2) – Вольтметр;
3) – Контактная гайка;
4) – Резистор 0,02 Ом;
5) – Резистор 0,01 Ом;
6) – Ножки;
В) – Контроль уровня электролита трубкой;
Г) – Аккумуляторный пробник Э 107;
1) – Вольтметр;
2) – Кронштейн;
3) – Корпус;
4) – Резисторы;
5) – Ножка;
6) – Контактная гайка;
7) – Ручка;
8) – Щуп;
9) – Шнур;
10) – Штырь.