Масло из корпуса раздаточной коробки (поскольку картер основной коробки передач – сухой, чтобы снизить потери энергии на разбрызгивание масла) засасывается насосом (11) [рис. 1] через заборный фильтр (13) и, пройдя фильтр линии нагнетания, подаётся одновременно к перепускному клапану (5) и распределителю гидросистемы (17). Масло, направляемое золотником (19) распределителя, попадает по каналам вторичного вала к поршню фрикционной муфты включаемой передачи, который сдвигается, зажимает диски и включает передачу (другие муфты в это время соединены со сливом). Одновременно масло через перебросные клапаны (7), (9) и (10) поступает к гидроаккумулятору (8).
Рис. 1. Схема командного управления коробкой передач трактора Т-150К.
1) – Бак;
2) – Предохранительный клапан;
3) – Радиатор;
4) – Заливная горловина;
5) – Перепускной клапан;
6) – Манометр;
7) – Клапан I и III передач;
8) – Гидроаккумулятор;
9) – Перебросной клапан;
10) – Клапан II и IV передач;
11) – Насос;
12) – Фильтр нагнетания;
13) – Заборный фильтр;
14) – Фрикционная муфта III передачи;
15) – Фрикционная муфта II передачи;
16) – Фрикционная муфта I передачи;
17) – Фрикционная муфта IV передачи;
18) – Распределитель;
19) – Золотник распределителя;
20) – Предохранительный клапан гидросистемы.
Масло, прошедшее через перепускной клапан, поступает по трубопроводам для смазывания фрикционных элементов коробки передач, к баку (1) и радиатору (3) системы. Из бака оно сливается в корпус раздаточной коробки передач. Чтобы переключить передачу трактористу необходимо повернуть рукояткой золотник (19) распределителя (18), тем самым соединяя фрикцион включаемой передачи с насосом, а выключаемой – со сливом.
Гидроаккумулятор (8) требуется для поддержания давления во фрикционе выключаемой передачи на некоторый период времени, чтобы не допустить разрыва потока мощности в коробке передач в процессе переключения.