Автоматический привод управления коробкой передач отличается от командного тем, что сигнал к переключению передач подаётся не водителем, а автоматическим устройством (в зависимости от загрузки двигателя и скорости движения машины).
Автоматическое переключение передачи с низшей на высшую осуществляется по следующей схеме: на низшей передаче золотник клапана (5) [рис. 1] переключения смещён вправо и соединяет нагнетательную магистраль насоса (3) с гидроцилиндром фрикциона низшей передачи. Полость гидроцилиндра (7) фрикциона высшей передачи при данном положении золотника соединена со сливом.
Рис. 1. Принципиальная схема автоматического управления коробкой передач.
1) – Педаль управления подачей топлива;
2) – Предохранительный клапан;
3) – Масляный насос;
4) – Центробежный регулятор;
5) – Клапан переключения передач;
6) – Гидроцилиндр фрикциона низшей передачи;
7) – Гидроцилиндр фрикциона высшей передачи;
8) – Силовой регулятор;
9) – Кулачок привода;
а) – Отверстие;
б) – Отверстие.
Датчик скорости (регулятор (4)) связан с ведомым валом коробки передач. Золотник регулятора, вращаясь вместе с ведомым валом, под воздействием центробежной силы смещается к периферии, передавая сопротивление пружины и давление масла на торец левого пояска золотника. При этом изменяется проходное сечение сливного отверстия и, как следствие, изменяется давление масла на правый торец золотника клапана (5) в зависимости от скорости движения машины.
Силовой регулятор связан с приводом к дроссельной заслонке и изменяет давление масла на левый торец золотника клапана (5) пропорционально углу открытия дроссельной заслонки.
Чем больше открыта дроссельная заслонка, тем дальше вправо смещается золотник регулятора и меньше вытекает масла через сливное отверстие (б). Поэтому от угла открытия дроссельной заслонки зависит давление масла на левый торец золотника клапана (5). Когда сопротивление движению машины уменьшится, при неизменном угле открытия дроссельной заслонки частота вращения коленчатого вала увеличится, что приведёт к повышению скорости движения машины и, следовательно, к увеличению давления на правый торец клапана. Золотник клапана (5) переместится влево, в результате чего включится фрикцион высшей передачи и выключится фрикцион низшей передачи.