Привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 [рис. 1] предназначается для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач через зубчатый венец (1) муфты, многодисковую гидроподжимную муфту (2), вал (12) к переднему ведущему мосту.
Рис. 1. Привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Зубчатый венец (шестерня) муфты;
2) – Фрикционная муфта;
3) – Барабан;
4) – Поршень;
5) – Полумуфта;
6) – Пружина;
7) – Вал;
8) – Золотник крана;
9) – Вилка;
10) – Кран;
11) – Соединительная втулка;
12) – Вал;
13) – Биметаллические втулки;
14) – Манжеты;
15) – Скользящая вилка;
А) – Рабочая полость цилиндра фрикционной муфты;
Б) – Канал;
В) – Канал;
Г) – Канал.
Включение и выключение переднего ведущего моста тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 (как автоматически, так и принудительно) осуществляется при помощи гидроподжимной фрикционной муфты.
Автоматическое включение/выключение переднего моста выполняется при помощи механизма свободного хода в зависимости от буксования задних колёс только при движении трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 вперёд. Принудительное включение/отключение переднего моста выполняют как при движении вперёд, так и при движении задним ходом.
Шестерня на валу (7) находится в постоянном зацеплении с шестернёй привода синхронного ВОМ коробки передач. Шестерня (1) тоже соединена фрикционными дисками (2) при включённой муфте с барабаном (3), который расположен на шлицах вала (7), установленного на шарикоподшипниках в корпусе коробки передач. Поршень (4) с уплотнительными кольцами размещён в барабане (3). Полумуфта механизма свободного хода (5) установлена на шлицах вала. Шлицевое соединение барабана (3) и вала (7) реализует возможность поворота барабана относительно вала на угол 45 градусов. К барабану (3) полумуфту (5) прижимает пружина (6).
Установленный в корпусе крана (10) золотник (8) связан с полумуфтой (5) посредством вилки (9). Через шлицевую втулку (11) вал (7) сопряжён с валом (12), соединённым через шлицы со скользящей вилкой карданного вала (15). Указанная вилка (15) вращается в биметаллических втулках (подшипниках) (13). В корпусе сцепления ступица вилки (15) уплотнена при помощи манжет (14).