При включении синхронизированной передачи происходит следующее: каретка (2) [рис. 1] синхронизатора вместе с вилкой (9) либо (10) [рис. 2] перемещается в сторону включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора передаётся конусным кольцам (3) [рис. 1], которые жёстко связаны посредством трёх блокирующих пальцев (1), до упора в конус шестерни.
Рис. 1. Устройство синхронизатора коробки передач автомобиля ЗИЛ-130.
1) – Блокирующий палец;
2) – Каретка;
3) – Конусное кольцо;
4) – Фиксатор;
5) – Пружина;
6) – Конус шестерни.
Рис. 2. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130.
1) – Первичный вал;
2) – Подшипник;
3) – Стопорное кольцо;
4) – Крышка заднего подшипника первичного вала;
5) – Синхронизатор четвёртой и пятой передачи;
6) – Втулка шестерни четвёртой передачи;
7) – Шестерня четвёртой передачи;
8) – Шестерня третьей передачи;
9) – Вилка переключения четвёртой и пятой передач;
10) – Вилка переключения второй и третьей передач;
11) – Крышка коробки передач;
12) – Установочная втулка;
13) – Шарик фиксатора;
14) – Пружина фиксатора;
15) – Штифт замка стержней переключения передач;
16) – Шарик замка;
17) – Синхронизатор второй и третьей передач;
18) – Шестерня второй передачи;
19) – Вилка переключения первой передачи и заднего хода;
20) – Шестерня первой передачи и заднего хода;
21) – Сапун;
22) – Подшипник;
23) – Кронштейн стояночного тормоза;
24) – Червяк привода спидометра;
25) – Барабан стояночного тормоза;
26) – Фланец с отражателем;
27) – Гайка фланца вторичного вала;
28) – Сальник;
29) – Стопорное кольцо;
30) – Гайка промежуточного вала;
31) – Подшипник;
32) – Стопорное кольцо;
33) – Картер коробки передач;
34) – Вторичный вал;
35) – Шестерня второй передачи;
36) – Опорная шайба;
37) – Замочное кольцо;
38) – Шестерня заднего хода промежуточного вала;
39) – Шестерня третьей передачи;
40) – Опорная шайба;
41) – Шестерня четвёртой передачи;
42) – Опорная шайба;
43) – Замочное кольцо;
44) – Промежуточный вал;
45) – Шестерня привода промежуточного вала;
46) – Подшипник;
47) – Заглушка;
48) – Стопорное кольцо;
49) – Резиновое кольцо;
50) – Блокирующий палец;
51) – Роликоподшипник;
52) – Гайка первичного вала;
53) – Установочная втулка;
54) – Подшипник;
55) – Распорная втулка;
56) – Ось блока шестерён заднего хода;
57) – Блок шестерён заднего хода;
58) – Крышка люка коробки отбора мощности;
59) – Пробка контрольно-наливного отверстия;
60) – Шестерня привода спидометра;
61) – Сливная пробка с магнитом;
62) – Предохранитель включения первой передачи и заднего хода;
63) – Ось промежуточного рычага;
64) – Крышка коробки передач;
65) – Фиксатор рычага переключения передач;
66) – Опора рычага;
67) – Пружина;
68) – Рычаг переключения передач;
69) – Промежуточный рычаг;
70) – Упор;
71) – Стержень переключения первой передачи и заднего хода;
72) – Стержень переключения четвёртой и пятой передач;
73) – Стержень переключения второй и третьей передач;
74) – Штуцер гибкого вала спидометра;
75) – Передний подшипник первичного вала.
Из-за разности окружных скоростей включаемых элементов (шестерня и каретка синхронизатора) и осевого давления, передаваемого через фиксаторы, которые удерживают каретку от свободного осевого перемещения, на конических поверхностях возникает момент трения. Под действием момента трения происходит смещение каретки относительно блока конусных колец до упора в блокирующую поверхности пальцев (1), которая препятствует свободному осевому движению каретки. Вследствие этого происходит выравнивание окружных скоростей переключаемых элементов (происходит синхронизация).
После выравнивания окружных скоростей переключаемых элементов блокирующие поверхности пальцев не будут препятствовать осевому перемещению каретки и произойдёт включение выбранной передачи без шума и удара.