Когда ток нагрузки достигнет значения 400А, начинает работать возбудитель (4) [рис. 1].
Рис. 1. Кинематическая схема трактора ДЭТ-250.
1) – Двигатель;
2) – Фрикционная муфта;
3) – Передний карданный вал;
4) – Возбудитель;
5) – Силовой генератор;
6) – Редуктор привода силового генератора;
7) – Задний карданный вал;
8) – Тяговый электродвигатель;
9) – Зубчатая муфта;
10) – Главная передача;
11) – Венечная шестерня ПМП;
12) – Сателлит;
13) – Водило ПМП;
14) – Венечная шестерня бортового редуктора;
15) – Сателлит бортового редуктора;
16) – Бортовой редуктор;
17) – Ведущее колесо;
18) – Солнечная шестерня бортового редуктора;
19) – Водило бортового редуктора;
20) – Солнечная шестерня ПМП;
21) – ПМП;
22) – Гидронасос;
23) – Раздаточный редуктор;
24) – ВОМ (вал отбора мощности);
25) – Масляный насос трансмиссии;
Ф – блокировочный фрикцион;
Тост – остановочный тормоз;
Тпмп – тормоз первой передачи (тормоз ПМП);
z– число зубьев.
По мере роста нагрузки и тока главной цепи возбудитель увеличивает ток возбуждения специальной обмотки тягового электродвигателя. При этом происходит увеличение его крутящего момента, а из-за уменьшения напряжения частота вращения в главной цепи падает. Скорость трактора уменьшается, а его тяговое усилие возрастает.