В процессе эксплуатации трактора Т-40 (Т-40А) следует регулировать только зазор между зубьями сектора и поршня, а также (в случае необходимости) предохранительный клапан.
Зазор между зубьями регулируется винтом (5) тогда, когда люфт рулевого колеса выше допустимого либо если из-за появившихся зазоров происходят самопроизвольные колебания направляющих колёс. Необходимо отпустить контргайку, придерживая от проворачивания винт, а затем завинтить винт в крышку (до ликвидации зазора).
Регулировка предохранительного клапана выполняется винтом (11) [рис. 1]. Манометр ввёртывается вместо пробки (19). Давление масла при полных оборотах ДВС (подача масла 8-11 л/мин) должно составлять порядка 70-80 кг/см2.
Рис. 1. Гидравлический усилитель рулевого механизма трактора Т-40 и Т-40А.
Г) – Отверстие;
Д) – Отверстие;
Е) – Полость;
Ж) – Полость;
1) – Кронштейн;
2) – Пробка заливного отверстия;
3) – Вал сошки;
4) – Шарикоподшипник;
5) – Регулировочный винт;
6) – Крышка корпуса;
7) – Контргайка;
8) – Прокладка;
9) – Колпачок;
10) – Колпачок;
11) – Регулировочный винт;
12) – Прокладка;
13) – Контргайка;
14) – Пружина;
15) – Направляющая предохранительного клапана;
16) – Шарик;
17) – Гнездо предохранительного клапана;
18) – Прокладка;
19) – Коническая пробка;
20) – Передняя крышка;
21) – Корончатая гайка;
22) – Шарикоподшипник;
23) – Гайка подшипника;
24) – Винт;
25) – Передняя гайка;
27) – Уплотнительное кольцо поршня;
28) – Плоская пружинная шайба;
29) – Задняя гайка;
30) – Задняя крышка;
31) – Подводящий шланг (трубопровод);
32) – Уплотнительное кольцо винта;
33) – Золотник;
34) – Пружина золотника;
35) – Упор золотника;
36) – Поршень;
37) – Пружина штифта;
38) – Штифт;
39) – Корпус.
В случае необходимости разборки гидроусилителя его нужно снять с трактора Т-40 (Т-40А) вместе рулевой колонкой. После снятия крышки (6) и сошки, нужно лёгкими ударами по валу (3) вывести его зубья из зацепления с поршнем. Далее следует отвернуть болты передней крышки (20) и вытолкнуть из цилиндра винт (24) вместе с поршнем, при этом стараясь не повредить уплотнительные кольца (26). В процессе разборки винт вращать не нужно, чтобы предотвратить сход гайки (29) с резьбы. При соскакивании гайки следует вынуть винт и поршень из цилиндра отдельно.
После того, как узел поршня в сборе с шайками и винтом вынут, его требуется разобрать путём нажатия через отверстие в задней стенке на штифт и свинчивания гайки. Далее нужно вытолкнуть винт и вынуть золотник с упорами и пружинами.
Перед сборкой нужно промыть детали в дизельном топливе и смазать золотник дизельным маслом. Золотник должен свободно (под действием собственного веса) перемещаться в отверстии поршня.
В процессе сборки подпружиненный штифт следует расположить в поршне со стороны задней крышки. Винт (в сборе с передней крышкой) вводится в поршень со стороны фаски, которая предохраняет уплотнительные кольца винта от срезания.
Передняя гайка надевается на штифт, после чего навинчивается задняя гайка. Ввиду того, что пружинные шайбы должны быть установлены в собранном узле с натягом, задняя гайка после навёртывания на резьбу и упора в пружинную шайбу немного (порядка 8-10 мм) не дойдёт до штифта своими отверстиями.
Если отверстие не совпадает со штифтом на 90 и более град., то это говорит о том, что гайка не попала на нужный заход резьбы и её следует снять, повернуть на нужный угол и снова навернуть на винт.
Чтобы затянуть шайбы необходимо вставить круглый стержень (7-8 мм в диаметре) в отверстие гайки (на глубину порядка 15-20 мм) и, вставив отвёртку между ним и винтом, затянуть гайку до момента её фиксации штифтом.
При правильной установке торец штифта должен располагаться не далее 20 мм от наружного торца гайки.