Синхронизатор коробки передач включает в себя ступицу (4) [рис. 1, а)], перемещаемую вилкой (1), подвижную муфту (2) с внутренними зубьями, пару бронзовых блокирующих колец (7) с нагруженными зубчатыми венцами, три сухарика (6) и пару пружин (5). Каждый сухарик расположен в пазу блокирующего кольца (7), которое шире сухарика на величину (δ). Одновременно сухарик находится в пазу ступицы. Следовательно, конусное блокирующее кольцо способно смещаться под воздействием внешних сил относительно сухарика на (δ). Зазор (δ) делают таким, чтобы смещение зубчатого венца блокирующего кольца (7) относительно нейтрального положения при этом было равно половине шага шлицевого зубчатого венца шестерни.
Рис. 1. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53.
а) – Устройство синхронизатора:
1) – Вилка;
2) – Муфта;
3) – Шестерня;
4) – Ступица;
5) – Пружины;
6) – Сухарики;
7) – Блокирующие кольца;
8) – Зубчатый венец;
б) – Схема сил, действующих при работе синхронизатора.